6. Ответственность участковой избирательной комиссии и членов участковых избирательных комиссий. Расформирование участковой избирательной комиссии

Мера государственно-принудительного правового воздействия в виде расформирования избирательной комиссии по своей юридической природе относится к мерам конституционно-правовой ответственности, а основания и порядок ее применения регламентируются в ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса. Последние могут принимать участие в работе участковой комиссии, сформированной в новом составе.

Применительно к участковым избирательным комиссиям Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 1 ст. 31) предусматривает два вида фактических оснований их расформирования:
• нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в том числе на основании решения суда) недействительными итогов голосования на соответствующем избирательном участке;
• неисполнение комиссией решения суда или  вышестоящей избирательной комиссии, а также решений избирательной комиссии муниципального района, принятых по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие) данной участковой комиссии.
 

С заявлением в районный суд о расформировании участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Данное заявление может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии.

Заявление о расформировании комиссии принимается районным судом к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления.

В случае принятия судом решения о расформировании участковой комиссии, данная комиссия формируется в новом составе территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

В действующем законодательстве Российской Федерации устанавливается уголовная и административная ответственность членов участковой избирательной комиссии.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации предусмотрена уголовная
ответственность за совершение членами участковых избирательных комиссий следующих преступлений[IV]:
• Воспрепятствование  осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации);
• Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации);
• Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность членов избирательных комиссий с правом решающего голоса[V] по следующим статьям:
• Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников
референдума (ст. 5.1 КоАП).
• Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума,иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (Статья 5.6 КоАП).
• Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (ст. 5.15 КоАП).
• Нарушение установленного законом порядка  подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (ст. 5.24 КоАП).
• Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП).
• Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (ст. 5.47 КоАП).
• Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума
(ст. 5.56.)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[IV] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) //
Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[V] См.: Выписка из протокола от 27 сентября 2006 г. № 187-4-4 заседания Центральной
избирательной комиссии РФ «О Рекомендациях по некоторым вопросам применения
Кодекса РФ об административных правонарушениях избирательными комиссиями».