3.Административная ответственность

Административная ответственность – один из распространенных видов юридической ответственности. Она достаточно часто применяется и за правонарушения в сфере выборов и референдумов. Так, если к конституционно-правовой ответственности привлекаются преимущественно специальные субъекты – ключевые фигуры избирательного процесса – кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, комиссии референдумов и др., то административную ответственность несет более широкий круг субъектов – физические и юридические лица.

К настоящему времени в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеется 34 статьи, содержащие 46 составов административных правонарушений, непосредственно касающихся сферы выборов и референдума. Это – статьи 5.1–5.252, 5.45–5.52, 5.56, 5.58. Существенный разрыв между числом статей и количеством составов правонарушений объясняется тем, что ряд статей (5.3, 5.5, 5.6, 5.12, 5.17, 5.24, 5.56, 5.58) состоят из двух, а статья 5.25 – из пяти частей (приложение № 1).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2Статья 5.2 КоАП РФ признана утратившей силу Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ.

Пример из правоприменительной практики

Мировой судья в городе Ч. постановил признать гражданку А. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.16 КоАП, и назначил наказание в виде штрафа. Правонарушение заключалось в том, что А., мать кандидата в депутаты Г., действуя от имени сына, распространяла среди избирателей подарки ко Дню пожилого человека в виде продуктовых наборов.

Субъектами административных правонарушений, связанных с выборами и референдумом, могут быть не только граждане и юридические лица, но так называемые специальные субъекты. К ним относятся: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, государственные и муниципальные служащие.

Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами, референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о таких правонарушениях, как подкуп избирателей, участников референдума; использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой референдума, иными лицами при финансировании избирательной кампании, кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума либо поступивших в соответствующий фонд с нарушением установленного законодательством порядка, других финансовых злоупотреблений при оказании помощи избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, группам референдума, в том числе внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц; подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума; заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, иным уполномоченным лицом. Материалы по такого рода правонарушениям необходимо направить прокурору для проверки на предмет наличия или отсутствия в действиях правонарушителей признаков преступления.