4. Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах

Федеральное законодательство предписывает законодателям субъектов Российской Федерации устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов. Муниципальные образования в своих уставах определяют для конкретных выборов избирательную систему из числа предложенных в региональном законе. В региональном законе должно быть установлено несколько альтернативных видов избирательных систем, из которых местные сообщества самостоятельно выбирают наиболее приемлемую и соответствующую местным условиям избирательную систему. В результате, избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах, отличаются большим разнообразием.

В 2011 г. Федеральный закон[XI] установил, что при избрании представительного органа муниципального района, городского округа, имеющих численность не менее 20 депутатов, не менее половины депутатов должно быть избрано по пропорциональной системе. Для этих выборов величина «заградительного барьера» была ограничена сверху 5%. 

В 2012 г. в рамках исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации[XII] был принят Федеральный закон от 16.10.2012 № 173-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который запретил использование пропорциональной и смешанной систем в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, а также имеющих представительный орган с численностью менее 15 депутатов. При использовании на муниципальных выборах смешанной системы по ее пропорциональной составляющей должно распределяться не менее 10 мандатов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[XI] Федеральный закон от 20.03.2011 № 38ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 13. Ст. 1685.

[XII] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2011 № 15П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана // Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4557.

4.1. Мажоритарная избирательная система относительного большинства в одномандатных округах


На муниципальных выборах мажоритарная избирательная система относительного большинства является одной из наиболее популярных. По этой системе избирается большое число глав муниципальных образований и значительное число муниципальных депутатов. 

Если по этой системе избираются муниципальные депутаты, территория муниципального образования разбивается на одномандатные округа. Конкурируют между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имеет один голос. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие. 

4.2. Мажоритарная избирательная система относительного большинства в многомандатных округах

Мажоритарная избирательная система в многомандатных округах достаточно широко используется для избрания муниципальных депутатов. При этой системе территория муниципального образования либо разбивается на несколько многомандатных округов, либо представ

ляет из себя единый многомандатный округ (последнее допустимо в сельском поселении, а также в ином муниципальном образовании, если в нем всего один избирательный участок).

Главное, в чем различаются разновидности этой системы – число голосов, которое имеет избиратель. Чаще всего избирателю предоставляется столько голосов, сколько мандатов распределяется в многомандатном округе. Однако, как отмечалось выше, в случае образования избирательных округов с разным числом мандатов, всем избирателям должно быть предоставлено одинаковое число голосов. В этом случае, в соответствии с законом, либо всем избирателям предоставляется число голосов, равное числу мандатов в округе с наименьшим числом мандатов, либо всем избирателям предоставляется один голос[XIII].

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[XIII] Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»; по научной специальности «Конституционное право; муниципальное право» / Авт.: Л.В. Андриченко и др.; Под ред. В.А. Виноградова. М.: ЮНИТИ, 2010.

4.3. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства предусматривает голосование в несколько туров (чаще всего – в два тура). Для избрания в первом туре требуется выполнение какого-либо условия, более жесткого, чем относительное большинство голосов. Если никто из кандидатов в первом туре не избирается, проводится второй тур (повторное голосование), в котором участвует меньшее число кандидатов (чаще всего два кандидата, получившие наибольшее число голосов).

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства чаще всего используется для избрания глав муниципальных образований, реже – для избрания муниципальных депутатов.

Примером разнообразия вариантов мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства является Избирательный кодекс Республики Татарстан от 07.05.2007 № 21-ЗРТ (в ред. от 22.06.2012г.), который предоставляет муниципальным образованиям выбирать условия признания кандидата избранным в первом туре из трех вариантов: 1) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; 2) избранным признается кандидат, получивший наибольшее, но не менее определенного числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, которое не может быть менее 20 процентов и более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; 3) избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Первый вариант как раз и представляет мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства.

4.4. Пропорциональная избирательная система

Впервые полностью пропорциональная избирательная система на российских муниципальных выборах была применена в г. Волжский (Волгоградская область) в 2005 г. В качестве компонента смешанной системы пропорциональная система использовалась с 1996 г. в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края. После 2005 г. пропорциональная система стала широко использоваться во многих регионах.

При пропорциональной системе выборы проводятся по единому избирательному округу, объединяющему всю территорию соответствующего муниципального образования. Избиратель голосует за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями (политическими партиями, их региональными или местными отделениями, иными общественными объединениями) и имеет один голос.

«Заградительный барьер» для выборов представительного органа муниципального района, городского округа, имеющих численность не менее 20 депутатов, не может в соответствии с Федеральным законом превышать 5%. Для других случаев Федеральный закон ограничения не устанавливает. В большинстве субъектов Российской Федерации для всех муниципальных выборов установлен 5-процентный барьер. Есть регионы, где «заградительный барьер» на муниципальных выборах не предусмотрен (Белгородская область).

Методики распределения мандатов на муниципальных выборах отличаются большим разнообразием, хотя они все основаны либо на методе наибольших остатков (квота Хэра), либо на методе делителей (Империали). Во многих регионах эти методики модифицированы и предусматривают различные варианты коррекции на случай, если какому-либо из списков кандидатов, допущенных к распределению мандатов, не достанется ни одного мандата. При этом не во всех регионах методики свободны от ошибок.

На муниципальных выборах списки кандидатов могут разбиваться на территориальные группы. Чаще всего это происходит на выборах в крупных городских округах.

4.5. Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система используется на российских муниципальных выборах чаще, чем полностью пропорциональная[XIV].

В основном применяется вариант, при котором половина (или около половины) депутатов избираются по пропорциональной системе, а остальные депутаты – по одномандатным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[XIV] Сорокина Е.В. Трансформация избирательной системы России: Учеб. пособие / Мво образования и науки Российской Федерации, Балтийский гос. технич. унт «Военмех», каф. политологии. СПб.: БГТУ, 2010.

Распространен также вариант, когда мажоритарная составляющая реализуется в виде многомандатных округов с числом голосов у избирателя, равным числу мандатов. Иногда мажоритарная составляющая на соответствующих муниципальных выборах реализуется в виде одного многомандатного избирательного округа. В этом случае число депутатов, избираемых по мажоритарной системе, существенно меньше, чем избираемых по партийным спискам. Такой вариант характерен для Республики Саха (Якутия); например, в Усть-Янском улусе 14 октября 2012 г. избирались 10 депутатов по партийным спискам и 5 депутатов по пятимандатному избирательному округу по мажоритарной избирательной системе.