2. Взаимодействие с наблюдателями

Основная цель наблюдения – соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, – свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявление избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.

Федеральный закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в Федеральном законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.

Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью участковой избирательной комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая деятельность участковой избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования (пп. 42 ст. 2 Федерального закона).

Наблюдатели могут быть назначены:

- избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, зарегистрированных (зарегистрированного) кандидатов; 

- зарегистрированными кандидатами (за исключением кандидатов, зарегистрированных только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу).

Законом субъекта Российской Федерации право назначения наблюдателей может быть предоставлено как политическим партиям, не участвующим в выборах в качестве избирательного объединения, так и иным общественным объединениям (п. 4 ст. 30 Федерального закона).

Зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором он баллотируется.

Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов по единому избирательному округу, вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах этого избирательного округа.

Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором этот кандидат баллотируется.

Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую участковую избирательную комиссию. Вместе с тем исполнять полномочия наблюдателя в помещении для голосования имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, назначенными одним кандидатом (избирательным объединением) запрещено (п. 8 ст. 30 Федерального закона).

От имени избирательного объединения назначить наблюдателя может только уполномоченный на это в соответствии с уставом орган избирательного объединения. Однако следует иметь в виду, что решение о наделении этого органа полномочиями на назначение наблюдателей может быть принято и высшим руководящим органом соответствующего избирательного объединения.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона гражданину, назначенному наблюдателем, выдается направление. В направлении в обязательном порядке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование участковой избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих возможности исполнения полномочий наблюдателя. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

Направление, выданное избирательным объединением, должно быть подписано руководителем органа избирательного объединения, принявшего решение о направлении наблюдателя, и может быть заверено печатью избирательного объединения (в случае назначения наблюдателя органом избирательного объединения, имеющим право на использование печати, а также в случае, если избирательное объединение является юридическим лицом). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона проставление печати избирательного объединения на направлении не требуется.

В направлении, выданном зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом, должна быть проставлена подпись кандидата или доверенного лица, соответственно. От имени кандидата направление может подписать и его доверенное лицо.

Направление наблюдателя действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона документом, заменяющий паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); 

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; 

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); 

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся под стражей в местах содержания подозреваемых и обвиняемых. 

Для иностранных граждан таким документом является документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Гражданин приобретает статус наблюдателя с момента принятия решения о назначении его наблюдателем кандидатом либо избирательным объединением. Однако фактически реализовать в участковой избирательной комиссии свои полномочия наблюдатель сможет только в период осуществления этой комиссией деятельности, связанной с обеспечением избирательных прав граждан во время голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, а также во время установления итогов голосования.

Наблюдатель имеет право присутствовать в участковой избирательной комиссии с момента начала ее работы в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

В участковую избирательную комиссию направление может быть предъявлено с момента начала ее работы в день голосования, а также в день проведения ею досрочного голосования и до момента получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

По прибытии наблюдателя в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо секретарю комиссии следует:

- удостовериться в личности наблюдателя; 

- удостовериться в том, что наблюдатель направлен именно в эту комиссию; 

- проверить правильность оформления направления наблюдателя с точки зрения наличия в нем всей необходимой информации (в случае ненадлежащего оформления направления необходимо указать на недостатки и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования); 

- удостовериться в том, что направление выдано (подписано) уполномоченным лицом (в случае выдачи (подписания) направления не уполномоченным на это лицом необходимо указать на это и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования); 

- снять копию с представленного наблюдателем направления и приложить ее к реестру лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов; 

- внести сведения о наблюдателе в список лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов, зафиксировав время начала исполнения им соответствующих полномочий (в последующем в списке рекомендуется фиксировать моменты выхода наблюдателя из помещения для голосования и возвращения в него); 

- довести до сведения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, информацию о том, что в помещение для голосования прибыл наблюдатель, представить наблюдателя руководству комиссии; 

- ознакомить наблюдателя под роспись с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов; 

- разъяснить наблюдателю, что по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением избирательного процесса в помещении для голосования, ему следует обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему; 

- выяснить, будет ли наблюдатель проводить в помещении для голосования фото- или видеосъемку, разъяснить наблюдателю порядок и ограничения, связанные с проведением фото- и видеосъемки, установленные постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 г. № 143/1085-63;

- предложить наблюдателю занять место, определенное участковой избирательной комиссией для наблюдения за голосованием.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 Постановление ЦИК России от 03.10.2012 № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10.

После совершения указанных действий участковая избирательная комиссия вправе инициировать проверку на предмет наличия или отсутствия у назначенного наблюдателем гражданина ограничений на исполнение соответствующих полномочий. Для этого целесообразно обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.

В случае получения информации о том, что предъявившее направление лицо не может быть наблюдателем, участковой избирательной комиссии следует уведомить об этом указанное лицо и предложить ему покинуть помещение для голосования. Если лицо не покидает помещение для голосования и нарушает общественный порядок, следует обратиться за содействием в удалении его из помещения для голосования к сотрудникам органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел удаляют лицо, нарушающее общественный порядок, из помещения для голосования и принимают меры по привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30, 68 и 75 Федерального закона, осуществляя полномочия в участковой избирательной комиссии, наблюдатель вправе:

- знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 

- присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования; 

- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; 

- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; 

- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; 

- знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; 

- наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; 

- обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; 

- знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов; 

- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию; 

- обжаловать в порядке, установленном ст. 75 Федерального закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; 

- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, а также при составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»; 

- производить фото-и видеосъемку в помещении для голосования. 

Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона при осуществлении полномочий в участковой избирательной комиссии наблюдателю запрещено:

- выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени; 

- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 

- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; 

- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 

- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; 

- совершать действия, препятствующие работе комиссии; 

- проводить агитацию среди избирателей; 

- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Основные гарантии деятельности наблюдателя:

- наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии; 

- увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации; 

- помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей; 

- председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования; 

- участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями; 

- по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. 

Наблюдатель, допустивший нарушение законодательства о выборах, может быть удален из помещения для голосования по мотивированному решению участковой избирательной комиссии, принятому в письменной форме. Копия этого решения выдается наблюдателю. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают исполнение решения участковой избирательной комиссии об удалении наблюдателя и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Наблюдатель, нарушающий общественный порядок в помещении для голосования, удалятся из него сотрудниками органов внутренних дел, которые принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

В соответствии с п. 10 ст. 75 Федерального закона наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Жалоба может быть устной и письменной. По общему правилу наблюдатели должны обращаться с жалобой к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему.

В случае если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председателю участковой избирательной комиссии следует уладить конфликтную ситуацию посредством разъяснения положений законодательства о выборах, незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель. Такая жалоба не отражается в последующем в протоколе об итогах голосования.

В случае если наблюдатель подает письменную жалобу, ее содержание необходимо проанализировать на предмет наличия, существенности и устранимости нарушения законодательства о выборах. От этого анализа будет зависеть выбор момента рассмотрения жалобы на заседании участковой избирательной комиссии. Если имеется возможность устранить нарушение, то это следует сделать незамедлительно, а затем отразить факт устранения нарушения в решении участковой избирательной комиссии. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к направляемому в территориальную избирательную комиссию экземпляру № 1 протокола об итогах голосования, а копии их – к экземпляру № 2 указанного протокола.

Наблюдатель может обжаловать в участковую избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установления его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса).

Копия решения участковой избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.