2. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Порядок формирования участковой избирательной комиссии определен в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (ст. 22, 27). Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией на основе предложений:
• политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим)органом политической партии;
• иных общественных объединений, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
----------------------------
[II] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
• избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
• соответствующего представительного органа муниципального
образования;
• собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
• политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
• политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
• избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определяется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этой норме число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной
избирательной комиссией либо соответствующим должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах:
• до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой комиссии;
• от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой комиссии;
• более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой комиссии.
По состоянию на 27 марта 2013 г. полностью сформированы 40 819 участковых избирательных комиссий, в составы которых назначено 329 999 членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. При формировании участковой избирательной комиссии следует учитывать также требования положений п. 4 и 5 ст. 22 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этим нормам в участковую избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.Количество вносимых предложений не ограничивается.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.Таким образом, формирование участковых избирательных комиссий направлено на реализацию институтов прямой демократии,в котором важнейшее значение имеет отстаивание общественно-правовых интересов граждан в сфере реализации их прав путем организационного обеспечения гражданам возможности реализовывать конституционное право избирать и быть избранными.