4. Статус и полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. По существу, участковые избирательные комиссии выступают ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней. С вступлением в силу Федерального закона от 2 октября 2012 г.
№ 157-ФЗ[III] участковые избирательные комиссии приобрели статус постоянно действующих комиссий в течение всего срока их полномочий. Теперь согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях
избирательных прав срок полномочий участковой избирательной комис-
сии составляет пять лет. За исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются в связи с истечением их пятилетнего срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий участковой комиссии может быть осуществлено решением территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[III] См.: Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 41. Ст. 5522.
Роль участковых избирательных комиссий в избирательном процессе во многом объясняется их задачами и полномочиями, сформулированными в законодательстве о выборах.
Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законами о выборах (глоссарий).
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (п. 6 ст. 27) участковая избирательная комиссия:
• информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
• уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
• обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для гоосования и другого оборудования;
• обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
•контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
• выдает избирателям открепительные удостоверения;
• организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
• проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную избирательную комиссию;
• объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
• рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законов о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
• обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
• осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Применительно к конкретным видам выборов (федеральные,региональные или муниципальные) указанные выше полномочия участковой избирательной комиссии конкретизируются в соответствующих
федеральных или региональных законах. В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона об основных
гарантиях избирательных прав членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
• лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
• граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
• депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• выборные должностные лица, главы местных администраций;
• судьи, прокуроры;
• на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченныепредставители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших
кандидатов;
• на соответствующих выборах – члены комиссий с правом совещательного голоса;
• на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
• лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов;
• лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключе-
нием лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
• лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость,
• а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Форма удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 г.
№ 152/1139-6
4.1. Порядок и формы взаимодействия участковых избирательных комиссий с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления
В рамках реализации своих полномочий участковые избирательные комиссии активно взаимодействуют с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления.
Как определено в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (подп. 23 ст. 2), вышестоящая избирательная комиссия– это определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. Соответственно,по отношению к вышестоящей избирательной комиссии участковая избирательная комиссия будет иметь статус нижестоящей избирательной
комиссии.
В зависимости от вида выборов в качестве непосредственно вышестоящих избирательных комиссий по отношению к участковым избирательным комиссиям, как правило, выступают территориальные, окружные избирательные комиссии либо избирательные комиссии муниципальных образований.
Решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.
Взаимодействуя с вышестоящей избирательной комиссией, участовая избирательная комиссия осуществляет большой комплекс мероприятий:
• организует обучение членов участковой избирательной комиссии по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту список избирателей для его последующего уточнения, представления избирателям и использования в процессе голосования;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту бланки открепительных удостоверений для последующей их выдачи избирателям;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии избирательные бюллетени, проводит их пересчет в обязательном порядке, обеспечивает их сохранность;
• получает от вышестоящей избирательной комиссии смету расходов участковой избирательной комиссии;
• уточняет в вышестоящей избирательной комиссии накануне дня голосования график и формы представления сведений об открытиипомещения для голосования и сведений о ходе голосования.
После установления итогов голосования участковая избирательная комиссия передает в установленном порядке в вышестоящую избирательную комиссию первый экземпляр протокола об итогах голосования
на соответствующем избирательном участке, избирательные бюллетени,
списки избирателей и иную избирательную документацию в упакованном и опечатанном виде.
В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать участковым избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства вязи, техническое оборудование.