4. Уголовная ответственность
За наиболее общественно опасные посягательства на избирательные права и права граждан на участие в референдуме, а также на установленный законом порядок подготовки и проведения выборов и референдумов предусмотрена уголовная ответственность. В отличие от конституционной и административно-правовой ответственности уголовную ответственность несут персонально только физические лица, то есть граждане и должностные лица.
В настоящее время в УК РФ имеется четыре статьи (141, 1411, 142, 1421), содержащие девять составов преступлений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Эти статьи закономерно расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ.
статья 141. воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
1. воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей,–
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,–
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы российской Федерации «выборы» –
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Статья 141 устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
Статья состоит из трех частей, в которых дифференцированы признаки данного уголовно наказуемого деяния и санкции сообразно тяжести преступных действий.
Объективную сторону преступления3 образуют реальные действия лица, прямо предусмотренные в соответствующих частях статьи 141 УК РФ: воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав, права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе избирательной комиссии, комиссии референдума либо деятельности их членов, связанной с исполнением ими своих обязанностей.
Объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 этой статьи образуют те же действия:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Объективная сторона преступных действий, предусмотренных частью 3 статьи 141, состоит во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий с целью повлиять на ее решения, выраженном в форме требования или указания по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции комиссии, а также в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации «Выборы».
Субъектами преступлений, предусмотренных статьей 141 УК РФ могут быть граждане достигшие 16 лет, а также различные должностные лица.
Пример из правоприменительной практики
Городской суд в одной из областей россии осудил гражданку с., квалифицировав ее действия по статье 141 (п. «а» ч. 2) УК рФ,– воспрепятствование свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав, соединенное с подкупом. Гражданка с. встречалась у магазина с избирателями, предлагала досрочно голосовать в пользу кандидата п., обещая за это каждому денежное вознаграждение, и затем выплачивала деньги, подкупив таким образом 5 человек
статья 1411. нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
1. передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума, или расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума,–
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.
Статья 1411 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Объективная сторона исчерпывающим образом описана самим законодателем и состоит в оказании кандидату, избирательному объединению, инициативной или иной группе участников референдума крупной финансовой (материальной) поддержки, минуя соответствующий избирательный фонд, фонд референдума, в самых различных формах. Статья имеет примечание, где раскрыто содержание понятия «крупный размер» материальной или финансовой поддержки. Это – сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей. И это образует главный квалифицирующий признак данного преступления.
Необходимо отметить, что в зависимости от субъекта Российской Федерации и уровня проводимых выборов предельный размер избирательного фонда может различаться. Так, например, в соответствии с пунктом 5 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы (по состоянию на 29 мая 2013 г.), утвержденного Законом г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38:
«Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность мэра Москвы не может превышать 200 миллионов рублей, кандидата в депутаты Московской городской Думы, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, – 20 миллионов рублей. При проведении повторного голосования на выборах мэра Москвы предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, включенного в избирательный бюллетень при повторном голосовании, может увеличиваться не более чем на 10 процентов».
При установлении объективной стороны преступления значительную сложность представляет вычисление стоимости работ, оказанных услуг, реализации товаров по необоснованно заниженным расценкам.
В части первой статьи названо еще одно действие, образующее объективную сторону этого преступления, – внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.
Субъектом преступления по части 1 статьи 1411 является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Им может быть и должностное лицо, отдавшее незаконное распоряжение по оказанию крупной финансовой, материальной поддержки кандидату, избирательному объединению, инициативной или иной группе участников референдума.
Субъектами рассматриваемого состава преступления могут быть и подставные лица, через которые вносятся пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума в форме соучастия в совершении преступления. Это же относится и к руководителям финансовокредитных учреждений, с помощью которых осуществляются эти противоправные действия, при условии, если они сознавали преступный характер своего содействия движению денежных средств.
Часть 2 статьи 1411 УК РФ образует самостоятельный состав преступления, состоящий в противоправном использовании участниками выборов, референдума в целях своей избирательной кампании, кампании референдума финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а также в расходовании этими субъектами в крупных размерах пожертвований, незаконно перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.
Следует заметить, что за указанные финансовые преступления, связанные с выборами и референдумом, помимо уголовной ответственности может наступить и конституционно-правовая ответственность в виде отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, отмены судом результатов соответствующих выборов (пп. «б» п. 7, пп. «б» п. 8, пп. «б» п. 10 ст. 76, пп. «а» п 2 ст. 77 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ).
статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума
1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем,–
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений –
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Под фальсификацией документов, указанных в статьях 142, 1421 УК РФ следует понимать умышленные действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с содержанием, не соответствующим действительности.
Объективная сторона указанных составов преступлений выражается в действиях граждан и должностных лиц (специальных субъектов), которые описаны в диспозициях рассматриваемых статей УК РФ.
Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 ст. 142, являются специальные субъекты, которые прямо названы в Уголовном кодексе РФ: члены избирательных комиссий, комиссий референдума, уполномоченные представители избирательного объединения, группы избирателей4, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидаты или их уполномоченные представители.
Субъектами преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 рассматриваемой статьи УК РФ, могут быть как граждане, так и должностные лица, а равно и специальные субъекты, то есть лица, непосредственно занятые в избирательных комиссиях, комиссиях референдума, другие участники избирательного, референдумного процесса.
статья 1421. Фальсификация итогов голосования
включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума –
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Объективная сторона преступления охватывает довольно широкий круг действий, которые перечислены в диспозиции статьи.
Субъектами данного преступления могут быть только члены избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, а также должностные лица, причастные к регистрации и формированию списков участников референдума. Соучастниками преступления могут быть и другие лица, заинтересованные в результатах выборов, референдума.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Данная мера воздействия предусмотрена законодательством о выборах,с учетом чего её можно назвать мерой конституционной ответственности, но по содержанию мера воздействия носит гражданско-правовой характер.
2Статья 5.2 КоАП РФ признана утратившей силу Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ.
3 Объективную сторону правонарушения образуют фактические противоправные действия (бездействие) субъекта права – правонарушителя и наступившие вредные последствия либо реальная угроза наступления таких последствий, а также причинная связь между действиями (бездействием) правонарушителя и наступившими вредными последствиями. Объективная сторона правонарушения характеризуется такими деталями, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность (неоднократность, систематичность). Эти признаки имеют важное значение для точной юридической квалификации противоправного деяния и для определения меры наказания.
4 Имеется в виду группа избирателей, создаваемая в порядке п. 2 ст. 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, соответствующих статей иных законов о выборах для поддержки самовыдвижения кандидата.