4. Порядок расходования денежных средств уик на подготовку и проведение выборов

В соответствии с п. 9 ст. 57 Федерального закона №67-ФЗ избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Расходование денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, осуществляется в пределах утвержденной сметы расходов на основании соответствующих решений УИК.

4.1. Порядок начисления и выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения), компенсации членам УИК за работу в комиссии

В соответствии с п. 17 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса за работу в комиссии может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума (п. 17 ст. 29 Федерального закона)

4.1.1. Начисление и выплата дополнительной оплаты труда членам УИК

Основанием для начисления дополнительной оплаты труда членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса являются график работы, утвержденный решением участковой избирательной комиссии (приложение № 5), а также сведения о фактически отработанном времени членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, подписанные заместителем председателя и секретарем участковой избирательной комиссии и доведенные до сведения членов участковой избирательной комиссии (приложение № 6).

График работы членов УИК утверждается решением УИК (приложение № 7) не позднее дня, предшествующего первому дню работы, указанному в графике.

УИК ведут ежемесячно учет сведений о фактически отработанном времени, за которое выплачивается дополнительная оплата труда. Сведения о фактически отработанном членами УИК времени подписываются заместителем председателя и секретарем УИК, утверждаются председателем УИК и заверяются печатью УИК.

Председатель УИК информирует ее членов о данных, содержащихся в сведениях о фактически отработанном времени, на заседании комиссии.

Размер дополнительной оплаты труда члену УИК устанавливается за один час работы в комиссии в будние дни с 6:00 до 22:00. Оплата труда за работу в комиссии в ночное время (с 22:00 до 6:00), субботние, воскресные (в том числе в день голосования), нерабочие праздничные дни производится в двойном размере за счет и в пределах средств бюджета, выделенных соответствующей комиссии на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение).

Выплата дополнительной оплаты труда производится в сроки, установленные решением УИК (приложение № 9) по платежной ведомости (приложение № 10). При получении денежных средств член УИК ставит личную подпись в платежной ведомости.

Размер дополнительной оплаты труда председателю участковой избирательной комиссии устанавливается решением территориальной избирательной комиссии в зависимости от числа избирателей и в пределах выделенных территориальной избирательной комиссии средств на подготовку и проведение выборов (постановление ЦИК России от 8 декабря 2011 г. № 68/571-6)

Дополнительная оплата труда заместителю председателя, секретарю участковой избирательной комиссии осуществляется в размере 90 процентов, иным членам территориальной, участковой избирательных комиссий с правом решающего голоса – в размере 80 процентов от размера дополнительной оплаты труда председателя соответствующей комиссии за полный месяц работы.

В случае установления решениями органов государственной власти или федеральных органов государственной власти районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы размер дополнительной оплаты труда повышается соответственно установленным в централизованном порядке районным коэффициентам к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы.

4.1.2.Начисление и выплата компенсации членам УИК

За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Член избирательной комиссии, освобожденный от основной работы для подготовки и проведения выборов на основании представления УИК (приложение № 11), представляет в избирательную комиссию заверенную копию приказа с основного места работы об освобождении от работы (приложение № 12) и справку о размере его средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 календарных месяцев, предшествующих освобождению от основной работы (приложение № 13).

Ежемесячные выплаты компенсации членам УИК с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих освобождению от основной работы, но не выше размера, установленного избирательной комиссией, организующей выборы.

Размер компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов, устанавливается за полный месяц работы в комиссии при 40-часовой пятидневной рабочей неделе2.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 См. например: Постановление ЦИК России от 08.12.2011 № 68/571-6 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 22.; постановление ЦИК России от 02.09.2011 № 30/266-6 (ред. от 25.11.2011) «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Вестник ЦИК России. 2011. № 12.

Выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса производится не реже одного раза в месяц при условии представления ими в избирательную комиссию документов, указанных в приложениях № 11–13. Основанием для начисления и выплаты компенсации члену УИК с правом решающего голоса являются график работы членов УИК и сведения о фактически отработанном времени.

Учет сведений о фактически отработанном времени, за которое члену УИК с правом решающего голоса выплачивается компенсация, осуществляется ежемесячно.

Расчеты по начислению компенсации могут отражаются в расчетной ведомости (приложение № 8).

Выплата компенсации производится ежемесячно по платежной ведомости (приложение № 10). При получении денежных средств член УИК ставит личную подпись в платежной ведомости.

4.1.3. Начисление и выплата вознаграждения (премии) членам УИК

Членам УИК с правом решающего голоса может выплачиваться вознаграждение (премия) за активную работу по подготовке и проведению выборов.

Вознаграждение (премия) председателям УИК выплачивается на основании решения ТИК за счет средств бюджета, предусмотренных на оплату расходов за нижестоящие избирательные комиссии, территориальными избирательными комиссиями.

Вознаграждение (премия) председателям УИК выплачивается после сдачи ими в вышестоящую избирательную комиссию отчетов о поступлении и расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Выплата вознаграждения (премии) председателям УИК осуществляется по решению ТИК.

Вознаграждение (премия) иным членам УИК выплачивается по итогам выборов на основании решения УИК (приложение № 14) в пределах средств, выделенных ей на выплату компенсации и дополнительную оплату труда. 

За работу в период избирательной кампании общая сумма вознаграждений (премий) члену УИК выплачивается в размере, утвержденном решением УИК в пределах размеров, установленных избирательной комиссией, организующей выборы.

Средства, выделенные УИК на подготовку и проведение выборов, не могут быть направлены на оплату труда или на вознаграждение в любой форме граждан, не являющихся членами соответствующей УИК с правом решающего голоса, а также не состоящих с избирательной комиссией в гражданско-правовых отношениях.

4.2. Выплаты на питание членам УИК

По решению УИК (приложение № 15) членам УИК с правом решающего голоса выплачиваются денежные средства на питание в день голосования. Размер выплаты из расчета на одного человека устанавливается решением избирательной комиссии, организующей выборы.

Средства бюджета, выделенные избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, не могут быть направлены на оплату питания иным лицам.

При установлении решениями органов государственной власти РФ или федеральных органов государственной власти районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы размер средств на питание повышается на установленный в централизованном порядке районный коэффициент к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы.

За получение денежных средств член участковой избирательной комиссии ставит собственноручную подпись в расчетно-платежной или платежной ведомости. В случае если член участковой избирательной комиссии не имеет возможности по уважительным причинам получить дополнительную оплату труда в день ее выплаты, то получить дополнительную оплату труда может лицо, на которое он составляет доверенность и заверяет такую доверенность подписью своего руководителя и печатью по основному месту работы (ч. 4 ст. 185 ГК РФ) (приложение № 16).

4.3. Оформление гражданско-правовых договоров УИК на выполнение работ и оказание услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов

УИК могут привлекать на основании гражданско-правовых договоров граждан к выполнению в комиссиях работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов (далее – работы), с оплатой их труда за счет и в пределах средств бюджета, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов.

Гражданско-правовые договоры на выполнение работ в УИК (приложение № 17) заключаются между гражданином и председателем УИК на основании решения УИК (приложение № 18).

В условиях гражданско-правового договора должны быть определены вид и объем поручаемой работы, сроки ее выполнения, размер (расценки по видам работ, калькуляция, смета), сроки и порядок оплаты (поэтапно либо после выполнения всего объема работы).

Выплаты по указанному договору производятся на основании подписанного гражданином и председателем УИК акта выполненных работ (акта приема-сдачи оказанных услуг), в котором указываются вид и объем фактически выполненных работ, срок и качество их исполнения (приложение № 19).

Гражданин в акте выполненных работ (акте приема-сдачи оказанных услуг) собственноручно вносит свои паспортные данные, сумму полученных денежных средств (прописью), ставит подпись и дату.

Для выполнения работ и оказания услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, могут привлекаться юридические лица, с которыми заключаются договоры на проведение работ, оказание услуг по форме, указанной в приложении № 17. В договорах обязательно указываются сведения об объеме поручаемой работы (услуги), ее стоимости, расценках по видам работ (калькуляция, смета), порядке оплаты, сроках выполнения работ, а также реквизиты, подписи и печати сторон.

Подтверждением исполнения договора является акт выполненных работ (акт приема-сдачи оказанных услуг) или накладная на получение товара, услуги, в которых обязательно указывается дата приемки товаров (работ, услуг), объем выполненных работ (услуг) в соответствии с договором, подписи сторон.

После исполнения договора председатель УИК вносит денежные средства в кассу юридического лица. Подтверждением выплаты по договору является надлежаще оформленная квитанция к приходному ордеру, выданная юридическим лицом председателю УИК.

Рекомендуется осуществлять авансовые платежи и выплаты денежных средств по гражданско-правовым договорам до оказания работ (услуг) и подписания акта выполненных работ (акта приемасдачи оказанных услуг).

В зависимости от вида выполняемых работ по гражданскоправовым договорам средства на их оплату предусматриваются по следующим статьям сметы расходов УИК:

по статье «Транспортные расходы» – транспортные услуги (договоры аренды транспортных средств с экипажем, без экипажа, договор оказания услуг управления транспортным средством);

по статье «Расходы на сборку, установку и разборку технологического оборудования» – работы по сборке, установке и разборке кабин для голосования, ящиков для голосования, информационных стендов;

по статье «Другие расходы» – оформление, компьютерный набор и печать документов.

Привлечение избирательными комиссиями к обслуживанию выборной кампании транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, противоречит Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно законодательству Российской Федерации перевозчиками либо фрахтовщиками могут быть только лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и обеспечивающие соблюдение требований данного Устава и Правил предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 594.

При заключении договора перевозки возникающие правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав). В этом случае перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза, неподачу транспортного средства, задержку отправления и т.д.

Если заключается договор аренды транспортного средства с экипажем, то с учетом положений § 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации на такие правоотношения, полагаем, не распространяются положения Устава. При этом Стороной по данному договору может быть физическое лицо.

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что положения, касающиеся требований к составу экипажа транспортного средства и его квалификации, состоянию сданного в аренду транспортного средства, обязанности и ответственность Сторон, должны быть изложены в договоре.

При привлечении транспортного средства физического лица на возмездной основе могут оформляться договоры аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (приложения № 20, 21).

В случае заключения договора аренды транспортного средства с экипажем (с водителем) к договору прилагаются копии водительского удостоверения, паспорта технического транспортного средства, талона о техосмотре, график работы транспортного средства с указанием предполагаемой даты, цели и продолжительности поездки, ее протяженности, акты приема-передачи транспортного средства (от физического лица в УИК и обратно), акты приема-сдачи оказанных услуг.

В случае заключения договора аренды транспортного средства без экипажа (без водителя) прилагаются копии паспорта технического транспортного средства, талона о техосмотре, график работы транспортного средства с указанием предполагаемой даты, цели и продолжительности поездки, ее протяженности, акты приема-передачи транспортного средства (от физического лица в УИК и обратно). Дополнительно собственник транспортного средства выдает доверенность на право управления транспортным средством одному из членов УИК или иному физическому лицу, предложенному избирательной комиссией. При выдаче доверенности иному физическому лицу УИК заключает с ним отдельный гражданско-правовой договор оказания услуг управления транспортным средством (приложение № 22).

Участковая избирательная комиссия должна иметь сведения, данные об автомобиле с приложениями копий: водительского удостоверения, паспорта технического средства, талона о техосмотре, а также графика работы транспортного средства с указанием предполагаемой даты, цели и продолжительности поездки, ее протяженности, акты приема-передачи транспортного средства (от физического лица в избирательную комиссию и обратно).

Участковая избирательная комиссия дополнительно должна иметь доверенность от собственника автомобиля на право управления автомобилем, выданную собственником одному из членов участковой избирательной комиссии или другому физическому лицу. Оплату по такому договору получает собственник автомобиля, с кем заключен договор аренды.

Председатель избирательной комиссии несет ответственность за целесообразность привлечения физических и юридических лиц для работы в комиссии по гражданско-правовым договорам. Не допускается заключение гражданско-правовых договоров между председателем УИК и членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, входящими в состав данной УИК.

4.4. Оформление документов при осуществлении расходов УИК по приобретению материальных ценностей

В соответствии с утвержденной сметой расходов на подготовку и проведение выборов и при отсутствии централизованных поставок в УИК материальных ценностей вышестоящими избирательными комиссиями УИК может осуществлять расходы по приобретению товаров, необходимых для деятельности избирательной комиссии по организации и проведению выборов. Указанные расходы предусматриваются сметой расходов по статьям «Канцелярские расходы», «Расходы на другие малоценные быстроизнашивающиеся товары».

Участковыми избирательными комиссиями приобретение основных средств (предметов длительного пользования) не допускается.

При приобретении УИК канцелярских товаров, хозяйственных материалов торговое предприятие выписывает товарный чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар, в котором должны быть указаны следующие сведения:

- наименование документа; 

- порядковый номер документа, дата его выдачи; 

- наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для ИП); 

- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; 

- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях; 

- должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись. 

К товарному чеку прилагается кассовый чек (при наличии кассового аппарата).

Решением УИК должна быть назначена комиссия по списанию материальных ценностей из числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (приложение № 23).

Фактически израсходованные на подготовку и проведение выборов материальные запасы (канцелярские товары, бумага, расходные материалы, подарки и памятные сувениры для впервые голосующих избирателей и т.п.) списываются участковой избирательной комиссией по акту на списание материальных ценностей (приложение № 24). Акт на списание материальных ценностей утверждается председателем УИК. К акту прилагается список впервые голосующих избирателей, которым вручены подарки и памятные сувениры (приложение № 25).

Хозяйственные материалы и канцелярские товары, приобретенные после дня выборов, считаются нецелевыми расходами и к зачету не принимаются. При этом денежные средства, израсходованные в нарушение этого правила, подлежат возврату в бюджет.

Приобретение дорогостоящего имущества или оборудования длительного пользования для УИК может осуществляться централизовано вышестоящей избирательной комиссией.

УИК в целях подготовки к выборам может приобретать почтовые конверты с марками и почтовые марки для отправки через отделения почтовой связи приглашений избирателям и служебной переписки, а также оплачивать иные услуги связи. В этом случае в смете расходов УИК, утвержденной ТИК, должны быть предусмотрены средства по статье «Расходы на связь». К своему авансовому отчету председатель УИК прилагает товарный чек, подтверждающий получение, а также кассовый чек, подтверждающий факт оплаты услуг связи. Кроме того, к авансовому отчету должен прилагаться утвержденный председателем УИК реестр на отправку почтовой корреспонденции с указанием стоимости отправления (приложение № 26).