1. Избирательные системы, применяемые на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1.1. Избирательная система, применяемая на выборах Президента Российской Федерации

В соответствии с российским избирательным законодательством на выборах президента страны применяется мажоритарная система абсолютногобольшинства. Голосование граждан проводится по единому федеральному избирательному округу, включаю-щему в себя всю территорию Российской Федерации. Указанный округ, по сути, является одномандатным, поскольку от него избирается одно лицо. Голосование на президентских выборах в Российской Федерации построено на принципе «один избиратель – один голос».


Для того чтобы быть избранным в первом туре голосования, кандидат должен заручиться поддержкой более чем половины отчисла избирателей, принявших участие в голосовании (определяется по числу избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования).
В случае если ни одному из кандидатов в первом туре не удалось получить более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование(второй тур).

В нем принимают участие два кандидата, получившие в первом туре наибольшую поддержку избирателей. По результатам повторного голосования (второго тура) избранным считается тот кандидат, которому удалось получить большее, по сравнению с соперником, количество голосов[III].

 

 

 

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[III] См. подробнее: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

 

1.2. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

В разное время выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводились на основе смешанной или пропорциональной избирательных систем.

В рамках предыдущих двух электоральных циклов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов (2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г., соответственно) применялась пропорциональная избирательная система. Она предполагала, что все 450 депутатов нижней палаты парламента избирались в едином избирательном округе. Голосование проводилось по спискам кандидатов, выдвигаемым политическими партиями и, аналогично президентским выборам, строилось на принципе «один избиратель – один голос»[IV]. К распределению мандатов допускались списки кандидатов, преодолевшие «заградительный барьер», то есть получившие не менее 7% голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.


Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 г. проводились в соответствии с законодательными новациями, предусматривающими среди прочего так называемые поощрительные мандаты для политических партий, которые смогли набрать значительное в абсолютных цифрах количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не преодолели установленный «заградительный барьер» (7%). В частности, избирательное законодательство предусматривало, что списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов граждан, по результатам распределения мандатов, предоставляется два места в нижней палате парламента,а списку, получившему от 5 до 6% голосов, – одно.

В случае получения единственным списком кандидатов более 7% голосов избирателей законом предусматривалось допущение к распределению мандатов также списка кандидатов, получившего наибольшее число голосов из оставшихся. В случае если бы списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов, в совокупности получили бы менее 60% голосов, закон предусматривал допуск к распределению мандатов списков кандидатов, следующих по числу полученных голосов, до тех пор, пока совокупное число голосов, полученное списками, допущенными к распределению мандатов, не превысило бы 60% (так называемый плавающий барьер). Однако на выборах в 2011 г. (как и в 2007 г.) эти нормы своего применения не получили.


Мандаты распределялись между списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за каждый список. Надо сказать, что для корректного распределения мандатов между списками кандидатов от политических партий используется избирательная квота (или первоеизбирательное частное). Методика распределения мандатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основана на методе наибольших остатков (Квоте Хэра). В соответствии с указанным методом избирательная квота вычисляется следующим образом: вначале число голосов, полученное в совокупности списками кандидатов, допущенными к распределению мандатов, делится на число распределяемых мандатов (т.е. на 450). Результат деления представляет собой первое избирательное частное. Далее число голосов, полученное каждым списком, допущенным к распределению мандатов,
делится на первое избирательное частное. Целая часть частного от этого деления есть число мандатов, получаемых списком в результате первичного распределения мандатов. Если после этого остаются нераспределенные мандаты (а так бывает практически всегда), происходит их вторичное распределение: оставшиеся мандаты получают по одному списки, у которых оказалась наибольшая дробная часть частного от деления числа полученных голосов на первое избирательное частное.

  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[IV] См. подробнее: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. в списках кандидатов предусматривалось наличие нескольких групп федеральной и региональных. При этом требования к составу и численности указанных групп различались. Так, если на выборах 2 декабря 2007 г. в федеральной части списка могло было быть не более трех кандидатов, а количество региональных групп должно было составлять не менее 80, то на выборах 4 декабря 2011 г. федеральную часть списка могло формировать не более 10 человек, а число региональных групп долж-но было быть не менее 70. 

Региональные группы могли включать отдельный субъект Российской Федерации, несколько субъектов страны, образующих единую территорию, или часть большого субъекта (имеющего более 1,3 млн).
В избирательном бюллетене указывались все кандидаты из федеральной части списка и три кандидата из соответствующей региональной группы[V]. При этом при распределении мандатов внутри списка использова-
лось следующее правило: вначале мандаты получали кандидаты из федеральной части, а оставшиеся – распределялись между региональными группами по методике, аналогичной методике распределения мандатов
между списками.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[V] Володькина Е.А. Избирательная система в широком смысле: законодательная трактовка понятия // Актуальные проблемы нормотворчества: Сб. ст. Всерос. научно-практич. конф., посвящ. 10-летию Ин-та законотворчества ГОУ ВПО «Саратовская гос. акад. права»(6 октября 2009 г.). Саратов, 2010.


1.3. Смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

В 1993–2003 г. на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации применялась избирательная система, которую обычно называют смешанной. По сути, речь идет об одновременном использовании двух избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной относительного большинства. Поскольку итоги выборов по обеим системам подводятся независимо друг от друга,политологи называют такую систему смешанной несвязанной[VI].

Пропорциональная составляющая смешанной системы, действовавшей в 1993–2003 гг., мало отличается от пропорциональной системы, действовавшей в 2007 и 2011 гг. Одно из главных отличий состоит в том, что по единому округу распределялось не 450, а 225 мандатов.

В 1993–2003 гг. действовал 5-процентный «заградительный барьер». «Плавающий барьер» появился на выборах 1999 г. (но применять его не пришлось). Правила разделения списков кандидатов на региональные группы постоянно менялись. В 1993 г. разделение было не обязательным. В 1995 г. это разделение приобрело обязательный характер, а федеральная часть списка была ограничена 12 кандидатами. В 1999 г. размер федеральной части был увеличен до 18 человек. В 2003 г. было установлено минимальное число групп – 7 (до этого минимум, по факту, составлял две группы).

По мажоритарной составляющей также избирались 225 депутатов. Для этого вся территория страны разбивалась на 225 одномандатных избирательных округов. Они должны были быть примерно равны по числу избирателей с одним существенным исключением. Каждому субъекту Российской Федерации должен был соответствовать один или несколько одномандатных округов, и нельзя было включать в один округ территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации. Указанное обстоятельство приводило к сильному неравенству округов почислу избирателей. Так, в 2003 г. максимальный округ (соответствовавший Курганской области) был больше минимального (соответствовавшего Эвенкийскому автономному округу) в 59 раз[VII].


В одномандатных округах действовала мажоритарная система относительного большинства. Конкурировали между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имел один голос. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится внесенная Президентом Российской Федерации новая редакция Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Фе-дерального Собрания Российской Федерации», которая предусматривает возвращение к смешанной системе выборов: половина парламентариев будет избираться по партийным спискам, другая половина – по 225 одномандатным округам. При этом претенденты смогут выдвигаться на выборы как самостоятельно, так и от политических партий.

Федеральный список кандидатов партии предлагается разбивать на региональные группы, соответствующие территориальным единицам. Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке – не менее 100 кандидатов. С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Сначала мандаты будут распределяться между списками кандидатов в зависимости от полученных голосов, а затем внутри каждого списка. Заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в соответствующем субъекте Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[VI] Арустамов Л.Г. Особенности становления и эволюции избирательной системы России// Вестн. Гос. ун-та управления. 2010. № 22.
[VII] Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Авт.: А.В. Безруков и др.; Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересм. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010.