2. Регламент работы участковой избирательной комиссии

2.1. Общие положения

Статья 1.

Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы участковой избирательной комиссии избирательного участка № ____ (далее – Комиссия), осуществляющей полномочия по обеспечению процесса голосования и подсчета голосов при проведении всех выборов, а в случаях, предусмотренных законом, – также референдумов, отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосований по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования на территории соответствующего избирательного участка.

Статья 2.

В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий, избирательных объединений и иных общественных объединений.

Статья 3.

Комиссия действует на постоянной основе.

Срок полномочий Комиссии составляет пять лет. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия Комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий Комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Срок полномочий Комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации или избирательном участке, участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п. 1.1 или 1.2 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

В случае обжалования итогов голосования на избирательном участке полномочия Комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия Комиссии прекращаются досрочно решением территориальной избирательной комиссии ________ (далее – территориальная избирательная комиссия) в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

Статья 4.

Комиссия состоит из ___ членов с правом решающего голоса, которые назначаются решением территориальной избирательной комиссии в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом субъекта Российской Федерации.

В состав Комиссии могут быть назначены в порядке, установленном указанными в первом абзаце настоящей статьи законами, члены Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса. Членам Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса выдаются удостоверения по форме, утвержденной ЦИК России. Удостоверения изготавливаются территориальной избирательной комиссией самостоятельно либо совместно с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Статья 5.

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Статья 6.

Комиссия имеет печать, оттиск которой утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Статья 7.

Место нахождения Комиссии ___________________________. Заседания проводятся, как правило, по месту ее нахождения.

2.2. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии

Статья 8.

Председатель Комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной избирательной комиссии.

Статья 9.

Заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса с использованием бюллетеней для голосования в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом субъекта Российской Федерации.

Статья 10.

В список для тайного голосования на должность заместителя председателя Комиссии в первоочередном порядке вносится кандидатура, предложенная председателем Комиссии, а также фамилии иных кандидатур, выдвинутых членами Комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. По кандидатурам, баллотирующимся на должность заместителя председателя Комиссии, проводится обсуждение.

Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия в составе 2-3 членов Комиссии с правом решающего голоса открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Избранным на должность заместителя председателя Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии.

В случае если на должность заместителя председателя Комиссии было выдвинуто две или более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:

  • если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;
  • при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;
  • если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие по порядку в бюллетене два или более кандидатов получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатурой, получившей наибольшее число голосов, включаются в бюллетень второго тура голосования.

Кандидату для избрания на должность заместителя председателя Комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать более половины голосов членов Комиссии от установленного числа членов Комиссии. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов повторяется до избрания заместителя председателя Комиссии.

Избрание заместителя председателя Комиссии оформляется решением Комиссии. Протоколы счетной комиссии, бюллетени для голосования по избранию заместителя председателя Комиссии опечатываются в конверте и хранятся в делах территориальной комиссии вместе с протоколом заседания.

Статья 11.

Избрание секретаря Комиссии проводится в порядке, аналогичном установленному статьей 10 настоящего Регламента.

Статья 12.

Председатель Комиссии в соответствии с действующим законодательством, настоящим Регламентом комиссии осуществляет следующие полномочия:

  • организует работу Комиссии;
  • контролирует и организовывает работу по делопроизводству Комиссии;
  • представляет Комиссию во взаимоотношениях с вышестоящими избирательными комиссиями, органами местного самоуправления, политическими партиями и их структурными подразделениями, избирательными объединениями и иными общественными объединениями, а также иными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и средствами массовой информации;
  • созывает заседания Комиссии и председательствует на них;
  • подписывает повестку заседания Комиссии;
  • подписывает протоколы, выписки из заседаний и решения Комиссии;
  • отвечает за сохранность избирательных документов Комиссии;
  • осуществляет контроль реализации решений комиссии, а также решений вышестоящих избирательных комиссий; 
  • дает поручения заместителю председателя, секретарю комиссии, членам комиссии;
  • является распорядителем финансовых средств, выделяемых комиссии из соответствующего бюджета;
  • организует материально-техническое обеспечение деятельности комиссии;
  • осуществляет прием работников по гражданско-правовым договорам;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Регламентом.

Статья 13.

Заместитель председателя комиссии в соответствии с действующим законодательством, настоящим Регламентом:

  • осуществляет полномочия председателя комиссии в случае его временного отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
  • организует работу комиссии по контролю за соблюдением участниками избирательных кампаний порядка и правил ведения предвыборной агитации на территории избирательного участка;
  • организует взаимодействие с правоохранительными органами, политическими партиями и их структурными подразделениями, избирательными объединениями и иными общественными объединениями, а также средствами массовой информации;
  • принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы комиссии;
  • выполняет поручения председателя комиссии;
  • дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий;
  • организует работу по повышению правовой культуры избирателей и участников выборов;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Регламентом.

Статья 14.

Секретарь комиссии в соответствии с действующим законодательством, настоящим Регламентом:

  • организует ведение делопроизводства комиссии;
  • организует и обеспечивает подготовку заседаний комиссии, вносимых на их рассмотрение материалов;
  • подписывает решения комиссии, протоколы и выписки из протоколов заседаний комиссии;
  • организует планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
  • организует извещение о дне, времени и месте проведения заседания комиссии членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, а также иных лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях комиссии в соответствии с действующим законодательством о выборах;
  • обеспечивает доведение решений и иных материалов комиссии до сведения членов комиссии, вышестоящих избирательных комиссий, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, политических партий и их структурных подразделений, избирательных объединений и иных общественных объединений, а также обеспечивает средства массовой информации информацией о состоявшемся заседании комиссии;
  • организует информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий;
  • ведет учет рабочего времени членов комиссии, привлеченных работников;
  • осуществляет контроль и проверку исполнения принятых комиссией решений, информирует комиссию о ходе их выполнения;
  • отвечает за рассмотрение обращений, поступающих в комиссию;
  • обеспечивает контроль за своевременным оформлением и сохранностью документов комиссии, передачу их в территориальную избирательную комиссию для дальнейшего хранения, своевременное уничтожение документов, утративших практическую ценность;
  • выполняет поручения председателя комиссии;
  • дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 15.

В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря комиссии их обязанности могут быть возложены председателем комиссии на других членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 16.

Председатель комиссии досрочно освобождается от занимаемой должности решением территориальной избирательной комиссии.

Заместитель председателя, секретарь комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей на основании решений комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов комиссии при тайном голосовании (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Решения об освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии оформляются решениями комиссии.

В случае досрочного освобождения от должности председателя комиссии его обязанности временно, до назначения нового председателя комиссии, исполняет заместитель председателя комиссии. В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии временное исполнение их обязанностей может быть возложено на других членов комиссии с правом решающего голоса. В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя и секретаря комиссии избрание указанных лиц проводится не позднее чем через 7 дней со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Регламентом.

2.3. Члены участковой избирательной комиссии

Статья 17.

Члены комиссии с правом решающего голоса на основании решений и планов комиссии по поручению председателя комиссии организуют конкретные мероприятия по направлениям ее деятельности и несут ответственность за результаты работы по эти направлениям.

Распределение обязанностей по направлениям деятельности комиссии и иных обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса осуществляется на первом заседании комиссии и оформляется ее решением.

Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает в день первого заседания комиссии нового состава, а также в случае расформирования комиссии.

Срок полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 821 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,[IV] и политическими партиями, краевым спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 67 и 68 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края»,[V] продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[IV] Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. ст. 1919.

[V] Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» // Правовая система КонсультантПлюс.

Статья 18.

Члены комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:

  • принимать участие в подготовке заседаний;
  • заблаговременно получать извещения о заседаниях комиссии;
  • выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
  • задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • знакомиться в комиссии с документами и материалами комиссии (в том числе со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях и получать заверенные копии этих документов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий;
  • удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
  • обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 19.

Член комиссии с правом решающего голоса обязан:

  • присутствовать на всех заседаниях комиссии (за исключением случаев отсутствия по уважительной причине);
  • принимать участие в голосовании по вопросам, включенным в повестку дня;
  • обеспечивать выполнение принятых комиссией решений;
  • заблаговременно (не позднее, чем за 1 день до заседания) информировать секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине;
  • выполнять поручения комиссии, председателя комиссии, а также заместителя председателя, секретаря, данные в пределах их компетенции, и информировать об их выполнении в установленный срок;
  • незамедлительно информировать комиссию о наступлении обстоятельств, несовместимых со статусом члена комиссии с правом решающего голоса, изменением места работы (службы), занимаемой должности, адреса места жительства, служебных и домашних номеров телефонов.

Статья 20.

В случае систематического неисполнения членом комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей на заседании комиссии может быть поставлен вопрос об обращении в суд с заявлением об установлении данного обстоятельства.

В случае признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности, полномочия указанного члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются в установленном законодательством о выборах порядке.

Статья 21.

Член комиссии с правом совещательного голоса по решению председателя комиссии или комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию комиссии.

2.4. Порядок проведения заседаний участковой избирательной комиссии

Статьи 22.

Комиссия нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 23.

Первое заседание комиссии открывает и ведет назначенный территориальной избирательной комиссией председатель комиссии.

На первом заседании комиссии:

  • председатель комиссии представляет членов комиссии с правом решающего голоса, назначенных решением территориальной избирательной комиссии.
  • принимается Регламент комиссии;
  • проводятся выборы заместителя председателя и секретаря комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом;
  • распределяются обязанности между членами комиссии.

Статья 24.

Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Статья 25.

Исключительно на заседаниях комиссии решаются вопросы:

  • избрания на должности либо освобождения от должности заместителя председателя и секретаря комиссии, внесения предложений по кандидатурам на указанные должности;
  • финансового обеспечения подготовки и проведения выборов;
  • определения итогов голосования на территории избирательного участка;
  • утверждения планов работы комиссии;
  • распределения обязанностей между членами комиссии;
  • принятия Регламента комиссии, внесения в него изменений и дополнений;
  • утверждение составов рабочих групп комиссии;
  • иные вопросы, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статья 26.

Заседания комиссии проводятся открыто и гласно. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссии работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, указанным лицам не требуется специальное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с избирательными документами.

На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, вправе присутствовать представители средств массовой информации.

С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе присутствовать лица, указанные в абзаце первом настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Статья 27.

Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом ее работы. Заседания комиссии созываются по инициативе председателя комиссии или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов комиссии.

Статья 28.

Председательствующий на заседании комиссии:

  • ведет заседание комиссии;
  • организует обсуждение вопросов повестки дня заседания комиссии, ставит их на голосование;
  • предоставляет слово для выступления членам комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;
  • ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов комиссии;
  • организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
  • обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами комиссии и приглашенными лицами;
  • может удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе комиссии;
  • лишает слова лиц, нарушающих настоящий Регламент.

Председательствующий во время выступлений членов комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения от темы выступлений от утвержденной повестки дня. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним. Соблюдение порядка на заседаниях комиссии относится к компетенции председательствующего на заседании. Для принятия мер по поддержанию порядка а необходимых случаях могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов.

Статья 29.

На заседании комиссии ведется протокол. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов выступления (докладов). Записи во время заседания, сбор материалов и подготовка текста возлагается на секретаря комиссии. Текст протокола должен быть подготовлен не позднее чем через 3 дня со дня заседания.

Протокол заседания комиссии состоит из вводной части и основной.

В вводной части указываются фамилии и инициалы председателя (председательствующего), заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, а также фамилии и инициалы приглашенных и присутствующих на заседании.

Вводная часть протокола должна включать в себя также повестку дня с указанием докладчиков по каждому пункту повестки.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – РЕШИЛИ. Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола (излагается в косвенной речи) либо прилагается к нему. Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего решения. В протоколе фиксируются итоги голосования по каждому вопросу.

К протоколу заседания прилагаются подлинные экземпляры решений. Решениям комиссии присваиваются порядковые номера (оформление номеров решений осуществляется согласно инструкции по делопроизводству в участковой избирательной комиссии). Первичные документы по рассматриваемому вопросу прикладываются к решению.

Протокол заседания подписывается председателем (председательствующим) и секретарем комиссии.

Статья 30.

Протокол комиссии об итогах голосования на территории избирательного участка подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса, присутствующими на заседании комиссии.

В случае отсутствия членов комиссии с правом решающего голоса во время подписания протокола об итогах голосования, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия, например «Болен», «Командировка» и т.д. Если причина отсутствия члена участковой избирательной комиссии не известна указывается слово «Отсутствовал». Запись заверяется подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря участковой избирательной комиссии.

Статья 31.

Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать:

  • для доклада – 10 минут;
  • для содоклада – 5 минут;
  • для изложения доводов обращения (жалобы) заявителем – 5 минут;
  • для заключительного слова – 3 минуты;
  • для выступления в прениях – 3 минуты;
  • для дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений – 2 минуты;
  • для повторного выступления (не более одного раза) – 2 минуты. Каждый член комиссии, а также приглашенные на заседание комиссии могут выступить в прениях по каждому вопросу не более двух раз.

Первоочередное право выступления предоставляется членам комиссии с правом решающего голоса.

Статья 32.

Выступающий на заседании комиссии не вправе употреблять в речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к насильственным действиям, использовать ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения установленного настоящим Регламентом порядка выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

Статья 33.

Никто не вправе выступать на заседании комиссии без разрешения председательствующего. Нарушающий это правило лишается слова без предупреждения.

2.5. Порядок голосования на заседаниях участковой избирательной комиссии

Статья 34.

При принятии комиссией решения член комиссии может голосовать только «за» или «против». В случае равного числа голосов «за» или «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Статья 35.

Все решения принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Форма голосования определяется федеральными и краевыми законами и самой комиссией открытым голосованием.

Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование – путем использования бюллетеней для голосования и ящика для голосования.

Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания комиссии.

Статья 36.

При голосовании член комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением избирательной комиссии, вправе изложить в письменной форме в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено.

Статья 37.

Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными и краевыми законами, либо по решению комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемыми комиссией. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются комиссией по предложению счетной комиссии.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

2.6. Порядок принятия решений участковой избирательной комиссией

Статья 38.

Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральными, краевыми законами, в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Решения комиссии об избрании заместителя, секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

2.7. Осуществление участковой избирательной комиссией контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации

Статья 39.

Комиссия обязана в пределах своей компетенции и в порядке, определенном федеральными и краевыми законами, рассматривать поступившие к ним обращения о нарушении законодательства о выборах, иных нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, проводить проверки, принимать по ним обоснованные решения и в установленные законом сроки давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

Поступившие в ходе выборов в комиссию жалобы (заявления) рассматриваются членами комиссии с правом решающего голоса и вносятся на рассмотрение комиссии. Рассмотрение жалоб (заявлений), а также проведение по ним, в случае необходимости, дополнительных проверок осуществляются в установленные федеральным законодательством и краевым законодательством о выборах порядке и сроки. О принятом решении на заседании комиссии информируется заявитель или представитель заинтересованной стороны, им выдается заверенная копия решения.

2.8. Заключительные положения

Статья 40.

Регламент комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Статья 41.

Предложения об изменении и дополнении Регламента комиссии рассматриваются на заседании комиссии в первоочередном порядке.

Статья 42.

Регламент комиссии вступает в силу со дня его принятия.