3. Правовая основа подготовки и проведения заседаний участковой избирательной комиссии

Порядок и сроки проведения заседания участковой избирательной комиссии (далее – Комиссия), а также основания и порядок принятия комиссией решений определены статьей 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). 

В соответствии с пп. 1–3, 7 и 8 ст. 28 Федерального закона деятельность Комиссии осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий Комиссии предыдущего состава. Со дня первого заседания Комиссии нового состава полномочия Комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий Комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона председатель Комиссии назначается на должность из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией, принявшей решение о его назначении.

Заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса (схема проведения первого заседания Комиссии, а также формы используемых при его проведении документов прилагаются).

Для проведения тайного голосования по избранию заместителя председателя и секретаря Комиссии избирается счетная комиссия из членов Комиссии с правом решающего голоса. После этого производится выдвижение кандидатур для избрания на соответствующую должность, утверждается текст и количество бюллетеней, проводится тайное голосование. В ходе осуществления указанных действий ведется протокол Комиссии. После завершения подсчета голосов счетная комиссия составляет соответствующие протоколы и вносит его на утверждение Комиссии, которая принимает соответствующее решение (образцы решений прилагаются).

Согласно пп. 9, 12–17 ст. 28 Федерального закона заседания Комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (форма протокола заседания участковой избирательной комиссии прилагается).

Член Комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях Комиссии.

Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым Комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Решения Комиссии об избрании заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, об итогах голосования принимаются на заседании Комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря Комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых заместителя председателя и секретаря Комиссии осуществляется тайным голосованием на заседании Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.

На всех заседаниях Комиссии ведется протокол заседания Комиссии.

При принятии Комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя Комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Решения Комиссии подписываются председателем и секретарем Комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Члены Комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением Комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе Комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение Комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение Комиссии.

Для надлежащей организации деятельности Комиссией принимается план (планы работы) Комиссии, в котором должны быть указаны вопросы, вносимые на рассмотрение Комиссии.

В день голосования с момента начала работы Комиссии открывается ее очередное заседание, на котором рассматриваются все вопросы, требующие коллегиального рассмотрения в день голосования, а после завершения подсчета голосов открывается итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и обращения, а также подписывается протокол Комиссии об итогах голосования.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 29 Федерального закона на всех заседаниях Комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

С момента начала работы Комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать вышеуказанные лица, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

3.1. Порядок проведения первого заседания УИК

Первое заседание УИК созывает и ведет председатель УИК.

Председатель УИК доводит до сведения членов УИК с правом решающего голоса информацию о принятии вышестоящей избирательной комиссией (ТИК) решений о формировании УИК и назначении председателя УИК.

 

 

 * Если при принятии решения участковой избирательной комиссии голоса членов комиссии разделились, в протоколе результаты голосования отражаются следующим образом: «Результаты голосования: «за» – ______; «против» – ______; «воздержались» – ______».

 

 

3.2. О распределение обязанностей среди членов участковой избирательной комиссии 

В целях обеспечения четкости в работе УИК в день голосования необходимо заблаговременно принять решение УИК о распределении обязанностей членов УИК с правом решающего голоса в день голосования. 

Примерное решение УИК:

 

 Распределение обязанностей на период полномочий членов УИК с правом решающего голоса в межвыборный период принимаются соответствующими решениями УИК в соответствии с Регламентом УИК. 

Например: группы по рассмотрению обращений, повышению правовой культуры избирателей на территории избирательного участка, ведение делопроизводства, в том числе номенклатуры дел, созыв заседаний УИК и т.д.