1. Информирование избирателей: правовая основа, цели, принципы, сроки информирования
Участковые избирательный комиссии проводят работу по информированию избирателей и осуществляют контроль за соблюдением правил предвыборной агитации в соответствии с положениями гл. VII, пунктов 3–4, 6–8 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях), гл. VII, п. 3–4, 6–91 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», гл. 8, ч. 3–4, 6–10 ст. 72 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», гл. VIII, ч. 3–6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», соответствующих норм региональных законов о выборах.
Информирование избирателей представляет собой осуществляемую в период всей избирательной кампании систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера.
Информирование избирателей носит многоплановый характер. Работа участковых избирательных комиссий в этом направлении строится в тесном взаимодействии с вышестоящими комиссиями и является неотъемлемой частью деятельности избирательных комиссий всех уровней по информированию граждан[I].
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[I] См., например: Постановление ЦИК России от 11.11.2011 № 56/489-6 «О предоставлении по запросу избирателей, пользующихся услугами подвижной радиотелефонной связи, информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Вестник ЦИК России. 2011. № 18; Постановление ЦИК России от 08.02.2008 № 97/738-5 «Об информировании избирателей с использованием сетей подвижной радиотелефонной (мобильной) связи о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о предварительных итогах голосования и предварительных данных о результатах выборов при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2008. № 7; Распоряжение ЦИК России от 06.03.2003 № 23-р «Об информационном обеспечении интернет-сайта и информационно-справочной системы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (вместе с «Регламентом подготовки и размещения информационных ресурсов на интернет-сайте и в информационно-справочной системе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», «Временным порядком приема и обработки сообщений, поступающих в ЦИК России по электронной почте сети Интернет») // Правовая система КонсультантПлюс.; и др.
Принципами информирования избирателей являются:
объективное освещение избирательной кампании;
достоверность распространяемой информации;
соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений при информировании избирателей;
свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей.
Информирование избирателей осуществляется в течение всей избирательной кампании, началом которой является день официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов. Окончанием избирательной кампании является день представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Таким образом, общий срок информирования определяется сроком избирательной кампании.
Основной целью деятельности участковых избирательных комиссий по информированию избирателей является доведение до сведения избирателей информации о проводимых выборах, с тем чтобы обеспечить их осведомленность о дате голосования, времени и месте голосования, установленных законом сроках и порядке избирательных действий, и, соответственно, возможность их участия в этих выборах.