3. Организация работы участковой комиссии по оборудованию помещения для голосования

3.1. Планировка помещения для голосования

В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия обеспечивает подготовку помещений для голосования, включая вопросы обеспечения технологическим оборудованием, иным необходимым оборудованием.

Накануне дня голосования участковая комиссия планирует (размещение технологического и иного оборудования в помещении для голосования таким образом, чтобы места для выдачи бюллетеней для голосования, кабины для тайного голосования и стационарные ящики для голосования (КОИБ, КЭГ) одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, атакже наблюдателей.

В случае оборудования помещения для голосования средствами видеонаблюдения и трансляции изображения необходимо спланировать установкувеб-камервсоответствиистребованиямипостановленияЦентральнойизбирательнойкомиссииРоссийскойФедерацииот26сентября 2012 г. № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации»[II].

При планировании необходимо руководствоваться требованиями пожарной безопасности.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[II] Постановление ЦИК России от 26.09.2012 № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10.

Примеры размещения в помещении для голосования рабочих мест членов УИК, технологического оборудования и лиц, присутствующих при проведении голосования

Помещение с двумя эвакуационными выходами

Экспликация

№ позиции на компоновке     Наименование оборудования 
1                                              Столы 
2                                              Стулья 
3                                              Стационарные ящики 
4                                              Переносные ящики 
5                                              Кабины для голосования 
6                                              Информационные стенды 
7                                              Столики с перегородкой 
8                                              Сейф 
9                                              Огнетушители

 Помещение с одним эвакуационным выходом

Экспликация

№ позиции на компоновке     Наименование оборудования 
1                                              Столы 
2                                              Стулья 
3                                              Стационарные ящики 
4                                              Переносные ящики 
5                                              Кабины для голосования 
6                                              Информационные стенды 
7                                              Столики с перегородкой 
8                                              Сейф 
9                                              Огнетушители

Места для выдачи бюллетеней

Места для выдачи бюллетеней должны располагаться в удобном для избирателей месте и находиться в поле зрения наблюдателей и других лиц, имеющих право в соответствии с выборным законодательством находиться на избирательном участке. Место выдачи бюллетенейдолжно бытьдостаточным для свободного размещения списка избирателей, избирательных бюллетеней. Для пожилых граждан и избирателей с ограниченными возможностями вместах выдачи бюллетеней могут быть предусмотрены стулья. 

Исходя из критериев составления списка избирателей (в алфавитном порядке либо по улицам и номерам домов), в местах выдачи бюллетеней размещаются информационные указатели. 

Место председателя (секретаря) участковой комиссии

На месте председателя (секретаря)участковойкомиссиинаходятсяуказателиснадписями«Председатель участковой комиссии», «Секретарь участковой комиссии» и необходимые принадлежности в соответствии с выборным законодательством.

Обеспечение свободного доступа и размещение лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования

В соответствии с выборным законодательством участковая комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа в помещение для голосования наблюдателям, представителям средств массовой информации, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, кандидатам, их доверенным лицам.

Членам участковой комиссии до начала голосования необходимо подготовить достаточное количество мест для указанных лиц.

Места для наблюдателей, представителей средств массовой информации, членов участковой комиссии с правом совещательного голоса должны быть определены таким образом, чтобы у них имелась возможность свободно видеть места выдачи бюллетеней, кабины для тайного голосования, стационарные и переносные ящики для голосования, увеличенную форму протокола участковой комиссии.

 

 

3.2. Оснащение помещения для голосования технологическим оборудованием

Участковая комиссия приступает к непосредственному оснащению помещения для голосования технологическим оборудованием и другим необходимым оборудованиеми материалами.

Требования к технологическому оборудованию установлены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумоввРоссийскойФедерации»(сизменениямиот15декабря2010 г., 3 августа 2011 г., 28 декабря 2011 г.) (далее – постановление ЦИК России о нормативах технологическогооборудования)[III].

Участковая комиссия получает соответствующее технологическое оборудование (ящики для голосования, кабины для голосования и др.), которое, как правило, хранится в помещениях государственных и муниципальных органов, учреждениях либо в помещениях, где располагаются избирательные участки, по акту (приложения № 1, 2).

Участковая комиссия оборудует помещение для голосования кабинами для тайного голосования, стационарными ящиками для голосования, комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или комплексами электронного голосования (КЭГ) – в случае их применения, устанавливает и оформляет информационный стенд, а также размещает иное оборудование и материалы, необходимые для организации хода голосования и установления итогов голосования.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[III] Постановление ЦИК России от 28.05.2009 № 162/1152-5 (ред. от 28.12.2011) «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2009. № 5.

3.2.1. Кабины для тайного голосования

В соответствии с нормами, установленными разделом 5 поста новления ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования, для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» в зависимости от количества избирателей, проживающих на данном участке, определяется количество кабин для голосования.

 Кабина должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеней (столиком, полкой, подставкой). Столик должен быть оснащен письменнымипринадлежностями, за исключением карандашей.

Важно проверить также уровень освещенности в кабине для голосования.

 

 

Устанавливаемое количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий

с числом избирателей, участников референдума до 1000 с числом избирателей,                           не менее 1

участников референдума от 1001 до 2000 с числом избирателей,                                                   не менее 2

участников референдума более 2000                                                                                                 не менее 3

Стационарные ящики устанавливаются в соответствии со схемой оборудования помещения для голосования таким образом, чтобы они находились в поле зрения членов участковой комиссиии наблюдателей. 

Участковая комиссия проверяет наличие необходимого количества переносных ящиков, предназначенных для проведения голосования вне помещения участка, которое определяется в соответствии с п. 8 ст. 66 Федерального закона № 67-ФЗ.

Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии, (образец решения приведен в приложении № 3), а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума, – решением участковой комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней решение принимается комиссией, участвую 
щей в подготовке и проведении выборов (референдума) более высокого уровня. Переносные ящики для голосования должны иметь неразборную конструкцию со съемной (открывающейся) крышкой с прорезью для опускания бюллетеней в крышке, а также приспособления для переноса ящика (ручка, ремень).

Максимальное количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий
с числом избирателей, участников референдума от 501                   1*

с числом избирателей, участников референдума от 501 до 1001     2*

с числом избирателей, участников референдума более 1000           3

* Решением территориальной избирательной комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования может быть увеличено, но не более чем на один переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий: 1) избирательный участок, участок референдума включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования; 2) на территории избирательного участка, участка референдума располагается место временного пребывания избирателей, участников референдума, где не образован избирательный участок, участок референдума; 3) на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона №67-ФЗ зарегистрировано более 50 избирателей, участников референдума старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с п. 161 ст. 20 Федерального закона №67-ФЗ; 4) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.

3.2.3. Оборудование помещения при использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)

Использование комплексов обработки избирательных бюллетеней производится в соответствии с Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утверждённой постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 г. № 19/204-6[IV].

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[IV] Постановление ЦИК России от 06.07.2011 № 19/204-6 «Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 10.

 Помещение для голосования на избирательном участке, на котором будет использоваться комплекс обработки избирательных бюллетеней, до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано электрической розеткой, расположенной на расстоянии не более 3 метров от места установки КОИБ, и сетевым фильтром для подключениявсехустройствКОИБ к электросети.

На случай аварийного отключения электроэнергии необходимо обеспечить помещение для голосования средствами автономного питания, например, автономным бензиновым или дизельным электрогенератором, обеспечивающим необходимое напряжение и силу тока.

В помещении для голосования рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованиемКОИБ.

При определении места расположения КОИБ необходимо учитывать, что он должен попадать в зону видимости веб-камеры (в случае оснащения помещения вебкамерами).

Участковая комиссия, применяющая КОИБ, дополнительно должна быть обеспечена: 1) бумагой формата А4 для принтера КОИБ; 2) сменным внешним носителем информации с записанными на нем исходными данными о проводимых на участке выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС «Выборы» вышестоящей комиссией; 3) прямоугольной печатью с номером участка, полученной в вышестоящей комиссии; 4) запасными штемпельными подушками для печати из расчета одна штемпельная подушка на 1000 оттисков; 5) бюллетенями для голосования сиспользованием КОИБ. В помещении для голосования должно быть предусмотрено наличие резервного стационарного ящика для голосования. 
Расположение КОИБ должно быть таким, чтобы возле него мог находиться оператор КОИБ, не закрывая собой подход избирателей к КОИБ.

 

 3.2.4. Оборудование помещения при использовании комплексов электронного голосования (КЭГ)

Размещение составных частей КЭГ производится в соответствии с Порядком электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избира

тельной комиссии Российской Федерации от 07.09.2011 № 31/276-6[V].

Накануне дня голосования операторы КЭГ в соответствии с РуководствомпоэксплуатацииКЭГосуществляютсборкуКЭГитакоеразмещение его составных частей в помещении для голосования, которое обеспечивает тайну голосования и контроль членов участковой комиссии за очередностью подхода избирателей к устройству сенсорного голосования.

РасположениеКЭГнеобходимопредусмотретьзаранее,вблизиот егорасположениядолжнанаходитьсяэлектрическаярозеткасзаземляющим контактом.

На случай аварийного отключения электроэнергии необходимо обеспечить помещение для голосования средствами автономного питания, например, автономным бензиновым или дизельным электрогенератором, обеспечивающимнеобходимое напряжение и силутока. Устройство сенсорного голосования должно размещаться таким образом,чтобыбылаобеспеченатайна волеизъявления голосующего.

При использовании КЭГ запрещается видеонаблюдение за результатамиволеизъявленияизбирателя на экране монитора устройства для электронного голосования и распечатанного на контрольной лентемалогабаритногопечатающего устройства.

3.2.5. Оборудование помещения для голосования средствами видеонаблюдения и трансляции изображения

Установка системы видеонаблюдения и трансляции изображения осуществляется в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосова

ния на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» (далее – Порядок).

Средство видеонаблюдения и трансляции изображения (далее – средствовидеонаблюдения)представляетсобойтехническоеустройство, предназначенное для видеонаблюдения, записи и трансляции изображения, которое состоит из программно-аппаратного комплекса (далее – ПАК), который является видеорегистратором, сохраняющим (в том числе запись звука) и передающим в соответствующий региональный центр обработки данных записываемое изображение, и двух камер видеонаблюдения.

ПАК размещается в специальном шкафу, который может быть опечатан.

Место размещения средства видеонаблюдения и иного необходимого оборудования определяет участковая комиссия по согласованию с владельцем помещения, с учетом планируемого размещения в помещении для голосования технологического оборудования, требований Порядка,рекомендацийслужбытехническойподдержки,устанавливающей оборудование.

Двекамерывидеонаблюденияустанавливаютсявпомещениидля голосования на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения и расположение в зоне видимости камер видеонаблюдения объектов видеонаблюдения: помещение для голосования в целом, места выдачи избирательных бюллетеней и работы со списком избирателей, стационарные и переносные ящики для голосования, а также комплексы обработки избирательных бюллетеней, переносные устройства для электронного голосования в случае их использования, места подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования, при использовании комплексов для электронного голосования – места погашения неиспользованных карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию, место проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии.

Средство видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контролязаволеизъявлениемизбирателей,атакжеконтролязаучастием гражданина Российской Федерации в выборах; изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана).

3.2.6. Дополнительное оборудование и материалы для работы участковой избирательной комиссии 

В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием, необходимым для обеспечения голосования, должно находиться иное оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для документации и одежды, сейф или металлический шкаф, настольные лампы, печать участковой комиссии, калькулятор, телефоны, лупа, первичные средства пожаротушения, приборы аварийного освещения (аккумуляторные или карманные фонари).

Кроме того, по возможности, необходимы настенные (настольные) часы, компьютер с принтером, копировальный аппарат, оборудование для музыкального оформления в день голосования, приемник радиотрансляционной сети.

В помещении для голосования также необходимо иметь: канцелярские принадлежности (большие конверты, ножницы, упаковочную и писчую бумагу, линейки, дырокол, шариковые ручки с черной либо синей пастой, канцелярский клей, шпагат, средства для опечатывания ящиков для голосования, избирательных документовидр.).

Помещение для голосования может бытьоборудованометаллодетекторнойрамкой. Металлодетекторная рамка не является обязательным элементом оборудования помещения для голосования. Металлодетекторная рамка устанавливается на входе в помещение для голосования в целях повышения уровня общественной безопасности.

3.3. Особенности оборудования избирательного участка для лиц с ограниченными физическими возможностями

При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует определять и учитывать потребности граждан с ограниченными физическими возможностями.

Избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах избирателей, являющихся инвалидами, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и т. д.

В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, избирательным комиссиям следует обратиться в органы местного самоуправления с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).

В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся кресламиколясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» может устанавливаться специальная кабина для голосования (специально оборудованное место для тайного голосования).

Специально оборудованные места для тайного голосования оборудуются в случаях невозможности установки в помещении для голосования кабин для тайного голосования и (или) необходимости оборудования таких мест для избирателей, заполняющих бюллетень сидя в силу физического состояния или возраста.

Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.

В целях обеспечения активного избирательного права граждан с ограниченными физическими возможностями в кабине для голосования должно быть предусмотрено дополнительное освещение.

С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы и др.), стулья[VI].

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[VI] Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. №10.