1. Правовая основа работы УИК по организации и проведению голосования избирателей вне помещения для голосования
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 3) закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Голосование избирателей вне помещения для голосования является составной частью процесса свободного волеизъявления и осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Указанная статья определяет общий порядок голосования. Особенности голосования вне помещения для голосования определены ст. 66 Федерального закона.
Приведенные нормы являются основополагающими и фактически дублируются в иных специальных федеральных законах и региональном законодательстве.
В этих условиях складывающаяся правоприменительная и судебная практика предопределяет юридически значимую, в том числе организационную, работу УИК по организации и проведению голосования избирателей вне помещения для голосования.
Так, из буквального толкования п. 1 ст. 66 Федерального закона следует, что проголосовать вне помещения для голосования законом предоставлена возможность только тем избирателям, которые, во-первых, внесены в список избирателей на данном избирательном участке, а вовторых, не могут самостоятельно явиться в помещение для голосования по состоянию здоровья, по причине инвалидности или содержания под стражей. Расширительного понимания приведенное положение закона не предусматривает.
Как отмечено в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2010 № 45-В10-3, иные причины (такие как трудовой распорядок дня, отъезд и т.д.) указанной нормой не предусмотрены[I].
Соответственно, лица, имеющие право на голосование вне помещения для голосования, обязаны уведомить об этом соответствующую УИК, а комиссия обязана зарегистрировать такое обращение в специальном реестре.
Хотя голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования, представить обращение избиратель вправе со дня образования УИК. Однако обращение должно быть подано не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, то есть при окончании голосования в 20.00 обращения от избирателей принимаются до 14.00 часов по местному времени. Обращения, представленные позже указанного времени, не подлежат удовлетворению, о чем незамедлительно сообщается избирателю или лицу, с чьей помощью представлено обращение.
Обращение может быть как устное, так и письменное, кроме того, обращение может быть представлено как самим избирателем, так и при помощи иных лиц. Федеральным законом не запрещается передавать такие обращения, в том числе зарегистрированным кандидатам, членам УИК с правом решающего или совещательного органа, наблюдателям и иным лицам.
Вместе с тем повышенное внимание судебных органов уделяется реестру учета обращений избирателей, его отсутствие не может быть преодолено составлением каких-либо иных списков желающих «проголосовать на дому» по месту работы, учебы или пребывания (в том числе в интернатах и домах престарелых). Осуществление голосования вне помещения для голосования в отсутствие реестра или в отсутствие данных об избирателе в таком реестре влечет признание бюллетеней в переносном ящике недействительными, о чем указано в определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2006 № 48-Г06-22[II] и от 16.03.2010 № 45-В10-3.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[I] Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2010 № 45-В10-3 Согласно закону возможность проголосовать вне помещения для голосования предоставлена только тем избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно явиться в помещение для голосования по состоянию здоровья, по причине инвалидности или содержания под стражей. Проведение же выездного голосования по месту работы избирателей на автозаправочных станциях, расположенных на территории участка, является нарушением ст. 66 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Правовая система КонсультантПлюс.
[II] Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2006 № 48-Г06-22. В удовлетворении заявления о защите избирательных прав отказано правомерно, так как оспариваемые решения избирательных комиссий не нарушают прав и законных интересов заявителей, нарушений избирательного законодательства не выявлено, а доводы заявителей о возможном ином результате голосования в случае признания выборов несостоявшимися и проведения в избирательном округе повторных выборов носят предположительный характер и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований // Правовая система КонсультантПлюс.