Тема №6.9.
Работа участковой избирательной комиссии с обращениями, жалобами граждан и иных участников избирательного процесса, в том числе порядок учета обращений, жалоб, заявлений
Скачать тему
План практического занятия
Работа участковой избирательной комиссии с обращениями, жалобами граждан и иных участников избирательного процесса, в том числе порядок учета обращений, жалоб и заявлений.
Вопросы для самоконтроля.
Примеры.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения.
Участковые избирательные комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения, заявления и жалобы о нарушении закона (далее – обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.
Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой форме любым лицом или группой лиц.
Обращения в участковую избирательную комиссию регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства (приложение № 1). При приеме обращения заполняются графы № 1–6 указанного реестра.
Обращения, как правило, принимаются в письменном виде. В порядке исключения могут приниматься обращения в устной форме, при этом принимающий обращение член комиссии обязан предложить лицу, подающему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде, а при необходимости – оказать содействие в этом[I].
Обращения принимаются председателем комиссии, либо его заместителем, либо секретарем комиссии (далее – руководители комиссии), иным уполномоченным членом избирательной комиссии.
Если лицо, подающее обращение, требует заверения копии поданного обращения, руководитель комиссии, принимающий обращение, сверяет копию с оригиналом и проставляет на копии надпись «Получено», дату и время получения, а также свою подпись и должность в комиссии[II].
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[I] Постановление ЦИК России от 28.10.2010 № 223/1490-5 «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 10 октября 2010 года» // Вестник ЦИК России. 2010. № 11.
[II] Методическое пособие для участковой избирательной комиссии [Электронный ресурс] // Демократия. ру , 2012: http://www.democracy.ru /library/practice/commissions/ pw_manual/page7.html.
Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую избирательную комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно из-за того, что это мешает голосованию избирателей, рассмотрение обращения откладывается до момента убытия избирателей из помещения для голосования.
Для рассмотрения обращения председатель участковой комиссии сначала объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно проекта решения комиссии по данному обращению. После этого председатель участковой избирательной комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения, и проводит голосование по проекту данного решения. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины установленного численного состава членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение по рассмотрению обращения считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.
Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде в двух экземплярах.
По структуре решение участковой избирательной комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей.
В таком решении должно быть указано:
- дата и время подачи обращения;
- фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;
- изложение краткого содержания обращения;
- обоснование правовой позиции, которой руководствуется участковая избирательная комиссия при принятии решения, с указанием соответствующей нормы закона, иного нормативного правового акта;
в резолютивной части – полная формулировка принимаемого решения участковой избирательной комиссии (в строгом соответствии с установленными п. 6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ требованиями к решениям комиссии по итогам рассмотрения обращений); - номер, дата и время принятия решения;
- подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии;
- печать участковой избирательной комиссии.
В случае если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру протокола об итогах голосования.
Другой экземпляр решения вручается лицу, подавшему обращение (по его требованию). При этом на предварительно изготовленной участковой избирательной комиссией копии решения о результатах рассмотрения соответствующего обращения заявитель собственноручно проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения[III].
Соответствующие реквизиты решения вносятся в графы 7 и 8 реестра учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[III] Постановление ЦИК России от 15.12.2010 № 231/1514-5 «Об Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2010. № 12.
Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.
При проведении итогового заседания участковой избирательной комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям (жалобам, заявлениям) решений. Если какие-либо обращения о нарушении избирательного законодательства не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании в порядке, предусмотренном п. 4–6 настоящих Рекомендаций.
Вопросы для самоконтроля
1. В какие сроки члены участковой избирательной комиссии должны рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан о нарушении закона?
2. В какой форме должны приниматься обращения, заявления и жалобы граждан о нарушении закона?
3. Как должно рассматриваться обращение гражданина в участковую избирательную комиссию на нарушение закона в день для голосования, в случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно из-за того, что это мешает голосованию избирателей?
4. Опишите процесс рассмотрения обращения гражданина в участковую избирательную комиссию на нарушение закона.
5. Что должно быть указано в решении участковой избирательной комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина?
6. Сколько экземпляров решения участковой избирательной комиссии по обращению гражданина должно быть составлено?
Примеры
Пример № 1
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно.
Немедленно провести заседание комиссии зачастую невозможно по разным объективным причинам, например, члены комиссии проводят голосование вне помещения для голосования. Необходимо известить о времени рассмотрения обращения заявителя, а также лиц, указанных в п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (кандидата, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и т.д.).
Для решения указанных организационных проблем участковой комиссии необходимо до дня голосования предупредить указанных в п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лиц о проведении заседаний комиссии (с указанием времени начала заседания), а также скорректировать время проведения голосования вне помещения для голосования.
Пример № 2
В участковую комиссию направляется большое количество жалоб с явно выраженной целью – дестабилизировать работу участковой комиссии, а также затянуть (или сорвать) процесс подведения итогов голосования по избирательному участку.
Кроме того, в случае если одна из жалоб не будет рассмотрена, возможно, по формальным причинам, признать протокол участковой комиссии недействительным. Указанная технология направлена не столько на восстановление законности, сколько на попытку спровоцировать со стороны участковой комиссии формальное нарушение действующего избирательного законодательства.
В данном случае на первое место безусловно выступает вопрос о четком ведении делопроизводства в комиссии, а именно учета (поступления, рассмотрения) указанных жалоб. Кроме того, в случае необходимости требуется привлекать к указанной работе членов вышестоящей избирательной комиссии. В любом случае до подписания протокола указанные жалобы должны быть рассмотрены.
Пример № 3
Некоторые конфликтные ситуации в участковых избирательных комиссиях не могут быть разрешены без помощи вышестоящих избирательных комиссий.
Так, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (день голосования 4 марта 2012 г.) отдельные участковые избирательные комиссии города Тюмени столкнулись с ситуацией, когда члены этих комиссий с правом решающего голоса отказывались от получения соответствующего вознаграждения, предусмотренного пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» за работу в УИК, согласно фактически отработанному времени. Какого-либо внятного объяснения отказа, в том числе письменного, от таких членов комиссии в адрес УИК либо соответствующей территориальной избирательной комиссии не поступало.
Все члены комиссий, отказавшиеся от дополнительной оплаты труда, были назначены в составы участковых избирательных комиссий по предложениям одной из парламентских политических партий.
В соответствии с п. 6 Порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.11.2011 № 68/571-6) выплата компенсации и дополнительная оплата труда за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, после сдачи избирательной комиссией отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не производятся.
Согласно п. 7 ст. 64 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования.
Подобная ситуация в Тюменской области сложилась впервые и, с учетом сжатых сроков сдачи финансовой отчетности, требовала немедленного реагирования.
В итоге данный вопрос решался в три этапа.
Во-первых, председатели таких участковых избирательных комиссий по телефону (с оформлением телефонограммы) и (или) письмом за своей подписью, переданным нарочным, приглашали членов УИК в комиссию для получения вознаграждения. Часть коллег, ранее отказывавшихся от выплаты, откликнулась на обращение председателя УИК.
Во-вторых, отдельные члены УИК согласились получить причитающееся им вознаграждение после того, как председатель и (или) секретарь соответствующей территориальной избирательной комиссии лично повстречались с ними и все-таки убедили их получить заработанные в комиссии денежные средства.
На заключительном этапе один из членов участковой избирательной комиссии получил вознаграждение лишь после разговора председателя Избирательной комиссии Тюменской области с одним из руководителей регионального отделения политической партии, представители которой отказывались от выплаты денежных средств.
В связи с отсутствием письменных отказов членов УИК от выплаты вознаграждения, а также с учетом их характеристик, данных председателями этих УИК, имелись все основания предполагать, что неполучение денежных средств носит спланированный провокационный характер и в дальнейшем будет использовано как попытка дискредитировать избирательную кампанию в регионе в целом.
Список рекомендуемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
5. Постановление ЦИК России от 28.10.2010 № 223/1490-5 «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 10 октября 2010 года» // Вестник ЦИК России. 2010. № 11.
6. Постановление ЦИК России от 15.12.2010 № 231/1514-5 «Об Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2010. № 12.
Материалы юридической практики
1. Методическое пособие для участковой избирательной комиссии [Электронный ресурс] // Демократия.ру, 2012: http://www.democracy.ru/ library/practice/commissions/pw_manual/page7.html.
Специальная литература
1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. М.: РГГУ. 2010.
2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011.
3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.
Приложения
Приложение 2
Автор практического материала
Игорь Николаевич Халин
Председатель Избирательной комиссии Тюменской области