7. Контрольный (ручной) подсчёт голосов избирателей
Проведение контрольного (ручного) подсчёта голосов избирателей при проведении выборов с использованием КОИБ и составление соответствующего Акта о совпадении данных по его результатам (приложение № 3) необходимо в день, предшествующий дню голосования, при проведении тренировки, а также возможно в день голосования в следующих случаях:
а) Предусмотренный законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей, участников референдума, проводимый в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства (согласно п. 32 ст. 68 Федерального закона). Порядок проведения жеребьевки и контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума;
б) В процессе составления протокола об итогах голосования при проверке контрольных соотношений выявлено невыполнение следующего из них: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, плюс число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, не равно числу недействительных бюллетеней плюс числу действительных бюллетеней либо число действительных бюллетеней не равно сумме голосов, поданных за всех кандидатов, списки кандидатов;
в) После составления и вывода на печать протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями членами участковой избирательной комиссии при сравнении выявлены несовпадения данных, содержащихся в распечатке результатов голосования и в протоколе об итогах голосования;
г) Участковая либо вышестоящая избирательная комиссия приняла решение о проведении ручного подсчета голосов без использования КОИБ в результате признания обоснованными жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, поступивших от лиц, присутствующих при подсчете голосов. Жалобы могут быть признаны обоснованными, если они указывают, в частности, на следующие имевшие место обстоятельства:
- не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ в день голосования;
- лицам, имеющим право присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ;
- в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ;
- сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ-2010 отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону;
- нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;
- отказ всех сканирующих устройств на избирательном участке;
- отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;
- КОИБ не был опечатан либо печати повреждены;
- КОИБ не был переведен из режима тестирования в режим голосования «Стационарный» либо из режима голосования «Стационарный» в режим голосования «Переносной»;
- другие жалобы (заявления), если участковая комиссия признает их обоснованными для проведения ручного подсчета голосов.
Контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей, участников референдума производится непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, участке референдума.
Если решение о проведении ручного подсчёта голосов принято после формирования итогового протокола с помощью КОИБ, по результатам непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ (ручного подсчета) составляется акт (приложение № 3), в котором отмечается либо о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными (в случае соблюдения критериев, приведенных в таблице ниже) и подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ, либо составляется новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный» (в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования).
Критерии определения необходимости составления протокола с отметкой «Повторный» приведены в таблице.
Разница в количестве голосов по одной строке |
Составление протокола с отметкой «Повторный» |
|
в процентах [ручной-КОИБ] х 100% большее (ручной, КОИБ) |
абсолютная [ручной-КОИБ] |
|
Более 1% |
4, 5 и т.д. |
да |
3 |
да |
|
Более 1% |
0, 1, 2 |
нет |
1% |
4, 5 и т.д. |
нет |
3 |
нет |
|
0, 1, 2 |
нет |
|
Менее 1% |
4, 5 и т.д. |
нет |
3 |
нет |
|
0, 1, 2 |
нет |
Акт совпадения данных вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования (приложение № 3) направляется в вышестоящую комиссию (в случае составления «Повторного» протокола к акту прилагается протокол, сформированный с помощью КОИБ).