2. Взаимодействие с представителями средств массовой информации

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»2 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.

Таким образом, все средства массовой информации можно подразделить на три основные группы:

- периодические печатные издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы, зарегистрированные в качестве средства массовой информации; 

- сетевые издания, зарегистрированные в качестве средства массовой информации; 

- средства массовой информации, регистрация которых не является обязательной. 

Любое из указанных средств массовой информации в соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона вправе направить в участковую комиссию своего представителя для сбора информации в целях подготовки репортажа (сообщения и т.п.) об избирательной кампании.

Согласно п. 52 ст. 2 Федерального закона представитель средства массовой информации -лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации.

В п. 11 ст. 30 Федерального закона речь идет именно о представителях средств массовой информации, которые действуют от имени либо в интересах средства массовой информации и направлены этим средством массовой информации для сбора информации в целях подготовки репортажа (сообщения и т.п.) о выборах. В качестве таковых могут выступать главный редактор, ответственный редактор, журналист (корреспондент), оператор, а также автор, хотя и не связанный с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемый ею своим внештатным автором или корреспондентом при выполнении им поручений редакции.

В соответствии с положениями п. 11 ст. 30 Федерального закона любой из вышеназванных представителей средства массовой информации вправе прибыть в помещение для голосования избирательного участка в любой момент с начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и находиться в нем до момента окончания этой работы.

В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» журналист обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Согласно ст. 52 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» авторы, не связанные с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемые ею своими внештатными авторами или корреспондентами, обязаны иметь при себе документ, подтверждающий то обстоятельство, что они, собирая информацию, выполняют поручение редакции. В качестве такого документа может выступать редакционное задание или иной документ, содержащий необходимые реквизиты.

Таким образом, документами, подтверждающими полномочия представителя средства массовой информации на сбор информации о выборах, являются:

- для журналиста (корреспондента) средства массовой информации: удостоверение журналиста (корреспондента) средства массовой информации и паспорт либо редакционное задание (или иной документ, удостоверяющий его полномочия) и паспорт; 

- для внештатного автора или корреспондента: редакционное задание (или иной документ, подтверждающий наличие поручения редакции), удостоверение внештатного корреспондента (автора) средства массовой информации и паспорт; 

- для главного редактора, ответственного редактора, редактора: документ, подтверждающий его статус в средстве массовой информации и паспорт; 

- для оператора: паспорт (в случае если он прибывает в помещение для голосования в сопровождении журналиста (корреспондента) либо редакционное задание (или иной документ, подтверждающий наличие поручения редакции), документ, подтверждающий его статус в средстве массовой информации и паспорт (в случае если он прибывает в помещение для голосования самостоятельно). 

По прибытии представителя средства массовой информации в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо ее секретарю следует:

- удостовериться в личности прибывшего лица, попросить его представить все подтверждающие полномочия документы; 

- внести сведения о представителе средства массовой информации в список лиц, присутствовавших в помещении для голосования в день голосования и при установлении его итогов (образец прилагается), зафиксировав время его прибытия в помещение для голосования; 

- представить представителя средства массовой информации членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иным лицам, присутствующим в помещении для голосования, познакомить представителя средства массовой информации с руководством комиссии; 

- ознакомить представителя средства массовой информации с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов; 

- выяснить у представителя средства массовой информации, будет ли он проводить в помещении для голосования аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку; 

- предложить представителю средства массовой информации осуществлять в помещении для голосования свою деятельность таким образом, чтобы это не создавало неудобств гражданам, реализующим свое активное избирательное право, не мешало деятельности участковой избирательной комиссии, не препятствовало наблюдению за голосованием и установлением его итогов лицами, находящимися в помещении для голосования, не нарушало иные требования законодательства о выборах, в том числе, тайну голосования, конфиденциальность персональных данных избирателей; 

- порекомендовать представителю средства массовой информации в течение периода голосования и установления его итогов находиться преимущественно в местах, определенных участковой избирательной комиссией. 

В случае отсутствия у лица, прибывшего в помещение для голосования в качестве представителя средства массовой информации, всех подтверждающих его статус (полномочия) документов, следует предложить ему покинуть помещение для голосования. Если указанное требование не будет выполнено добровольно, необходимо обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел.

Внеся сведения о представителе средства массовой информации в реестр, участковой избирательной комиссии необходимо проверить, действительно ли существует представляемое лицом, прибывшим в помещение для голосования, средство массовой информации. В этих целях необходимо сообщить наименование средства массовой информации в вышестоящую избирательную комиссию. В случае получения от вышестоящей комиссии отрицательной информации, следует предложить лицам, прибывшим в помещение для голосования от имени несуществующего средства массовой информации, покинуть помещение для голосования. Если указанное требование не будет выполнено лицами добровольно, необходимо обратиться за содействием в этом к сотрудникам органов внутренних дел.

Представитель средства массовой информации обязан:

- при получении информации от избирателей, членов участковой избирательной комиссии, иных лиц, находящихся в помещении для голосования, ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 

- соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности; 

- уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан, права, законные интересы и деловую репутацию участковой избирательной комиссии; 

- осуществлять видеозапись, кино- и фотосъемку таким образом, чтобы это не создавало предпосылки возможности нарушения конфиденциальности персональных данных избирателей.