5. Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел (полиции) с УИК в день голосования в помещении для голосования, ином помещении участковой избирательной комиссии

Сотрудники полиции обеспечивают соблюдение общественного порядка в помещении для голосования, ином помещении участковой избирательной комиссии.

Сотрудники полиции должны находиться в постоянном взаимодействии с председателем и членами участковой избирательной комиссии.

Обязанности по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии выполняются сотрудниками полиции в парадной форме одежды.

При этом сотрудникам необходимо проявлять корректность и вежливость в общении с избирателями, иными лицами, соблюдать в любой ситуации, в том числе при предъявлении требований к гражданину о прекращении нарушений общественного порядка, выдержку и спокойствие.

Сотрудники полиции не вмешиваются в избирательные процедуры, не осуществляет консультаций избирателям по реализации ими избирательных прав.

При возникновении у избирателей вопросов о порядке реализации избирательных прав сотрудник полиции рекомендует избирателю обратиться к председателю или иным членам участковой избирательной комиссии.

При выявлении фактов нарушений сотрудник полиции имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности членов избирательных комиссий (пп. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

При продолжении лицом противоправных действий сотрудник полиции незамедлительно принимает меры по пресечению правонарушения, задержанию виновных лиц, приглашает председателя участковой избирательной комиссии, а также незамедлительно докладывает о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел. При невозможности сотрудника доложить о происходящем в дежурную часть ОВД в связи с пресечением правонарушения, дежурную часть органа внутренних дел уведомляет председатель участковой комиссии или один из членов комиссии по поручению председателя.

В соответствии с действующим законодательством сотрудники полиции принимают меры по физической защите членов участковой избирательной комиссии при исполнении ими своих полномочий в случае, если им оказывается сопротивление или угрожает опасность.

Кроме того, сотрудник полиции обеспечивает безопасность и защиту иных участников избирательного процесса, имеющих право присутствовать в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования, а именно:

1. Члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов , зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение (п. 1 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ)[V].

Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели

(п. 3 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ).

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 4 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (п. 7 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ).

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума (п. 8 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ);

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[V] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2. Представители средств массовой информации (п. 11 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ).

Представитель средства массовой информации – лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации (п. 52 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ).

3. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов – по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (п. 20 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ). Инициативная группа по проведению референдума после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в соответствии с п. 21 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

Сотрудник полиции должен знать, что указанные в подпунктах 1–4 лица в соответствии с п. 9 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ вправе присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Допуск сотрудниками полиции указанных в подпунктах 1–4 лиц осуществляется по указанию председателя участковой избирательной комиссии и при документальном подтверждении их полномочий, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Председатель УИК должен проинформировать сотрудника полиции о том какими правами и обязанностями в соответствии с действующим законодательством о выборах, референдумах обладают указанные лица в день голосования на избирательном участке.

В соответствии с п. 12 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Сотрудник полиции обеспечивает исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами (приложение 1, 2).

В случае возникновения в помещении участковой избирательной комиссии, помещении для голосования ситуации, при которой отдельные граждане отвлекают наблюдателей и членов избирательной комиссии криками, а другие окружают стационарный ящик для голосования и пытаются вбросить в него принесенные с собой листы, похожие на избирательные бюллетени, сотрудник полиции самостоятельно либо по просьбе председателя УИК незамедлительно принимает меры по пресечению правонарушения и задержанию лиц, осуществивших попытку вброса или вброс в стационарный ящик для голосования листов, похожих на избирательные бюллетени[VI].

Далее сотрудник полиции незамедлительно докладывает о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел.

Сотрудник полиции разъясняет нарушителю (нарушителям) о том, что ст. 20.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, ст. 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, а ч. 3 ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

При оказании активного сопротивления к правонарушителям применяются меры воздействия, предусмотренные гл. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Прибывшим нарядом полиции во главе с ответственным от руководства органа внутренних дел и следственно-оперативной группой принимаются меры по оказанию помощи дежурящим на избирательном участке сотрудникам полиции, составляется протокол осмотра места происшествия, опрашиваются лица, находившиеся во время инцидента в помещении для голосования, изымаются листы, которые пытались вбросить в стационарный ящик для голосования, принимаются меры к задержанию правонарушителей (если не все правонарушители были задержаны) и обеспечивается их доставление в органы внутренних дел для проведения соответствующих проверок в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и решения вопроса о привлечении их к ответственности.

О действиях сотрудников полиции, пресечении правонарушения ответственный от руководства органа внутренних дел докладывает председателю участковой избирательной комиссии, который информирует членов участковой комиссии, лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования о принятых мерах, а также вышестоящую избирательную комиссию о происшедшем инциденте.

В случае если правонарушителям удалось осуществить вброс листов, похожих на избирательные бюллетени, в стационарный ящик для голосования, что, в свою очередь, при установлении итогов голосования может не позволить с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, – председатель участковой избирательной комиссии провозглашает о временном приостановлении процесса голосования на избирательном участке, о чем предупреждаются избиратели и иные лица, находящиеся в помещении для голосования. Затем заклеивается прорезь в стационарном ящике для голосования который, вместе с вброшенными в него листами изымается сотрудниками органов внутренних дел для проведения соответствующих проверок и назначения соответствующих экспертиз. Председатель УИК в случае необходимости при отсутствии резервного ящика обращается в вышестоящую избирательную комиссию с просьбой о незамедлительном доставлении в УИК стационарного ящика для голосования – для продолжении голосования на избирательном участке.

При доставлении из вышестоящей избирательной комиссии стационарного ящика для голосования, взамен изъятого, председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в п. 3 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ, пустой ящик для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Процесс голосования на избирательном участке возобновляется.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[VI] Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. М.: РЦОИТ, 2009.