Тема №5.
Организация работы участковой избирательной комиссии по информированию избирателей. Контроль за соблюдением законодательства при размещении агитационных материалов в границах территории избирательного участка

Скачать тему

ЦЕЛЬ: познакомить слушателей с организацией работы участковой избирательной комиссии по информированию избирателей.

План практического занятия

 План практического занятия
1. Информирование избирателей: правовая основа, цели, принципы, сроки информирования.
2. Формы информирования. 
3. Информационные материалы, размещаемые в помещении для голосования. 
4. Осуществление контроля за соблюдением правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка. 
5. Административная ответственность за нарушение Федерального закона. 
6. Примеры из практики. 
Вопросы для самоконтроля.  
Решение практических задач.  
Список рекомендуемой литературы.  
Приложения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кто осуществляет информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях?

а) избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск СМИ; б) органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск СМИ, физические и юридические лица; в) избирательные комиссии.

2. Кем должна организовываться работа по информированию граждан, проживающих вне места своего жительства, в том числе и в новостройках, о порядке их голосования?

а) строительной организацией; б) управлением Федеральной миграционной службы России; в) избирательными комиссиями.
3. Кто выделяет и оборудует на территории избирательного участка специальные места для размещения агитационных материалов?

а) вышестоящая избирательная комиссия; б) собственники помещений; в) органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии.
4. Могут ли агитационные материалы размещаться на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности?

а) не могут; б) могут на равных для всех условиях оплаты; в) могут на равных для всех условиях, без взимания платы.

5. Как должна поступить избирательная комиссия, если у входа в помещение для голосования размещена предвыборная агитационная листовка?

а) оставить на месте; б) сообщить в вышестоящую комиссию; в) снять листовку и передать ее в правоохранительные органы.
6. Что делать, если кто-либо в помещении для голосования в день голосования агитирует избирателей голосовать за кандидата?

а) не обращать внимание; б) решением участковой избирательной комиссии зафиксировать факт совершения противоправных действий; в) предупредить, а при продолжении противоправных действий удалить с помощью сотрудника полиции; г) предупредить, а при продолжении противоправных действий – составить протокол об административном правонарушении по ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратиться к сотрудникам правоохранительных органов с просьбой о пресечении противоправных действий.

7. Какие организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, вправе осуществлять информационное обеспечение выборов?

а) только государственные; б) только государственные и муниципальные; в) государственные, муниципальные и негосударственные.
8. Запрещено ли в период избирательной кампании опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения?

а) запрещено в течение 10 дней до дня голосования; б) запрещено в течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования; в) запрещено накануне дня голосования и в день голосования.

9. Кто из нижеперечисленных лиц может участвовать в проведении предвыборной агитации?

а) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; б) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; в) представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
10. Когда начинается агитационный период?

а) со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда; б) со дня регистрации кандидата, списка кандидатов; в) со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.

11. В какое время суток организациями телерадиовещания должно предоставляться бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации?

а) в любое время по решению организации телерадиовещания; б) в период с 16 до 20 часов; в) в определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

Решение практических задач

Задача №1

Рядом со школой на расстоянии 40 метров от ее входа на металлической конструкции в начале январе 2012 г. размещен баннер с агитацией за кандидата на должность Президента РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ извещена об изготовлении данного баннера, договор на размещение оплачен из избирательного фонда кандидата. Однако 15 января опубликовано решение главы администрации об образовании избирательного участка и определении помещений участковой комиссии в указанной школе. Участковая комиссия сформирована 9 февраля 2012 г. и приступила к работе 13 февраля.
ВОПРОС: Имеются ли нарушения избирательного законодательства?

Задача №2

Региональное отделение политической партии обратилось в избирательную комиссию субъекта РФ с требованиям пресечь противоправное размещение баннеров на балконах многоквартирных домов. Согласие на размещение баннеров дано только жителем одной квартиры.
Решите дело.

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты 

1. Конституция Российской Федерации. 

2. Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. 

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 

5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919. 

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 

7. Постановление ЦИК России от 25.05.2011 № 12/128-6 «О Комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов» // Вестник ЦИК России. 2011. № 8. 

8. Постановление ЦИК России от 25.05.2011 № 12/127-6 «О Комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о федеральных списках кандидатов, выдвинувших их политических партиях и зарегистрированных кандидатах при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Вестник ЦИК России. 2011. № 8. 

9. Постановление ЦИК России от 11.11.2011 № 56/489-6 «О предоставлении по запросу избирателей, пользующихся услугами подвижной радиотелефонной связи, информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Вестник ЦИК России. 2011. № 18. 

10. Постановление ЦИК России от 08.02.2008 № 97/738-5 «Об информировании избирателей с использованием сетей подвижной радиотелефонной (мобильной) связи о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о предварительных итогах голосования и предварительных данных о результатах выборов при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2008. № 7. 
Постановление ЦИК России от 24.01.2001 № 120/1204-3 (ред. от 14.04.2009) «Об издательском обеспечении деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2001. № 1.

11. Распоряжение ЦИК России от 06.03.2003 № 23-р «Об информационном обеспечении интернет-сайта и информационно-справочной системы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (вместе с «Регламентом подготовки и размещения информационных ресурсов на интернет-сайте и в информационно-справочной системе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», «Временным порядком приема и обработки сообщений, поступающих в ЦИК России по электронной почте сети Интернет») // Правовая система Консультант Плюс.

Специальная литература 

1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. М.: РГГУ. 2010. 

2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011. 

3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.

Приложения

Приложение № 1

 

* Данный абзац допускается, если законодательство, в соответствии с которым организовано проведение выборов, предусматривает выдачу открепительных удостоверений.

Приложение № 2


Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Возможно изготовление данного информационного материала с размещением фотографий руководителей и членов избирательной комиссии.

Приложение № 4

Вывеска на входе в здание, в котором находится помещение УИК.


Приложение № 5

Вывеска на входе в помещение участковой избирательной комиссии.

Примечание. Режим работы УИК устанавливается решением ТИК, ИКСРФ.

 

Автор практического материала 


Людмила Ивановна Антонова

Председатель Избирательной комиссии Вологодской области