Тема №6.6.
Работа участковой избирательной комиссии по организации и проведению голосования избирателей вне помещения для голосования

Скачать тему

ЦЕЛЬ: познакомить слушателей с работой участковой избирательной комиссии по организации и проведению голосования избирателей вне помещения.

План практического занятия

1. Правовая основа работы УИК по организации и проведению голосования избирателей вне помещения для голосования. 

 2. Методика действий членов УИК по организации и проведению голосования избирателей вне помещения для голосования. 

 3. Форма Реестра заявлений (обращений) избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. 

 4. Форма Заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. 

 5. Форма Акта об опечатывании пустого переносного ящика для голосования вне помещения для голосования. 

 6. Форма Акта о проведении голосования вне помещения для голосования. 

 7. Форма Ведомости передачи избирательных бюллетеней  для голосования членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям для проведения голосования. 

Вопросы для самоконтроля.

Решение практических задач.

Список рекомендуемой литературы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования: 

а) только избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования; б) избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительны причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования; в) любым избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и выразили желание проголосовать вне помещения для голосования.

2. Может ли член УИК выдать избирателю второй бюллетень при голосовании вне помещения для голосования?

а) нет, это запрещено; б) да, для голосования за супруга, вышедшего в магазин; в) да, может выдать взамен испорченного.

3. Имеет ли право избирательная комиссия отказать избирателю в голосовании вне помещения для голосования?

а) нет, не имеет такого права; б) да, при отсутствии транспорта; в) да, в случае признания неуважительной причины, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

4. Могут ли представители СМИ присутствовать при голосовании вне помещения для голосования?

а) да; б) нет; в) этот вопрос не урегулирован законодательством.

5. За три часа до окончания времени голосования в комиссию поступило заявление избирателя с просьбой предоставить возможность проголосовать на дому вследствие только что полученной травмы. Как должна поступить комиссия?

а) отказать, так как до окончания времени голосования осталось менее шести часов; б) организовать голосование вне помещения по согласованию с территориальной избирательной комиссией; в) организовать голосование вне помещения по решению участковой комиссии.

6. Можно ли вносить изменения в список избирателей в день голосования, если неточность выявлена во время голосования вне помещения для голосования?

а) да, можно до момента окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей; б) нет; в) можно по решению комиссии до момента окончания голосования.

7. Имеет ли право наблюдатель присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования?

а) да, имеет такое право; б) нет, не имеет такого права; в) имеет, но только с согласия голосующего вне помещения для голосования избирателя.

8. Возможно ли присутствие в помещении для голосования нескольких наблюдателей, назначенных одним зарегистрированным кандидатом?

а) да, при условии, что наблюдателей не более двух; б) да, при условии, что присутствует еще один наблюдатель, назначенный другим зарегистрированным кандидатом; в) нет, это запрещено.

9. В какой форме обращается избиратель в участковую комиссию с просьбой о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования?

а) письменное заявление, поданное лично избирателем; б) устное обращение, переданное лично избирателем; в) письменное заявление или устное обращение (в том числе переданное при содействии других лиц).

10. Какие сведения должны указываться в заявлении (обращении) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования?

а) фамилия, имя, отчество избирателя, адрес его места жительства, паспортные данные, причина, по которой он не может прибыть в помещение для голосования; б) фамилия, имя, отчество избирателя и причина, по которой он не может прибыть в помещение для голосования; в) фамилия, имя, отчество избирателя, адрес его места жительства, причина, по которой он не может прибыть в помещение для голосования.

11. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем:

а) за один час до предстоящего выезда (выхода) членов комиссии; б) за 45 минут до предстоящего выезда (выхода) членов комиссии; в) за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) членов комиссии.

12. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о получении бюллетеня:

а) все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, признаются решением комиссии недействительными, о чем составляется акт; б) находившиеся в данном переносном ящике бюллетени учитываются при подсчете голосов избирателей; в) все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, уничтожаются по акту.

13. При проведении голосования вне помещения для голосования к члену УИК обратился избиратель, не внесенный в реестр, с просьбой предоставить возможность проголосовать. Каковы действия членов комиссии?

а) член комиссии предлагает избирателю написать заявление с просьбой предоставить возможность проголосовать вне помещения и выдает избирателю бюллетень; б) член комиссии предлагает избирателю написать заявление с просьбой предоставить возможность проголосовать вне помещения и выдает избирателю бюллетень. Вернувшись в комиссию, он вносит данные избирателя в реестр; в) член комиссии отказывает избирателю в предоставлении возможности проголосовать.

14. Проводится ли голосование вне помещения для голосования на избирательном участке, образованном для лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации?

а) да, проводится; б) нет, не проводится; в) проводится по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

15. Кто вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования?

а) два члена комиссии с правом решающего голоса; б) не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса; в) члены комиссии с правом решающего голоса, а также наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса.

16. Вправе ли один член участковой комиссии с правом решающего голоса проводить голосование вне помещения?

а) нет, так как голосование проводят не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса; б) да, если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует наблюдатель; в) да, если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствуют не менее двух лиц из числа наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса.

17. В какое время может быть подано заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования?

а) в любое время после формирования участковой комиссии; б) в день голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования; в) в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.

18. Заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать поступило в участковую комиссию за четыре часа до окончания времени голосования. Каковы действия участковой комиссии?

а) комиссия принимает решение об отказе в предоставлении возможности проголосовать и письменно уведомляет избирателя о принятом решении; б) член комиссии, принимающий заявление (устное обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, устно уведомляет избирателя или лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, об истечении времени для подачи соответствующего заявления (обращения).

19. После заполнения бюллетеня при проведении голосования вне помещения для голосования избиратель:

а) передает бюллетень члену участковой комиссии; б) опускает бюллетень в переносной ящик для голосования; в) вкладывает бюллетень в конверт, который заклеивается, и передает его члену участковой комиссии.

20. Избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов комиссии. Каковы действия участковой комиссии?

а) не выдавать избирательный бюллетень до возвращения в комиссию членов комиссии, выехавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя; б) связаться с членами участковой комиссии, которые выехали по заявлению (устному обращению) данного избирателя, предупредить их о том, что избиратель самостоятельно прибыл в участковую комиссию, после чего выдать избирателю бюллетень; в) выдать избирателю бюллетень, а по возвращении членов комиссии, выехавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, внести изменения в специальный реестр.

Решение практических задач:

Задача №1

Избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования и требует предоставить ему возможность проголосовать, так как должен уезжать в другой город.

ВОПРОС: Каковы действия членов УИК?

Задача №2

Поступило заявление, оформленное в установленном порядке, с указанием уважительной причины о голосовании вне помещения для голосования. Однако избиратель в день голосования находится за пределами границ избирательного участка, например у родственников, осуществляющих за ним уход.

ВОПРОС: Как решить правильно данную ситуацию?

Задача №3

При проведении голосования вне помещения к членам участковой комиссии обратились пожилые избиратели, проживающие по соседству с избирателем, к которому пришли члены комиссии. Они сообщили, что также подавали заявления о голосовании вне помещения и просят такую возможность им предоставить. Однако в выписке из реестра, которая была на руках у членов комиссии, такие избиратели отсутствуют. Наблюдатель, присутствовавший при этом, предложил самостоятельно съездить за выпиской, пока члены комиссии проводят голосование.

Оцените правомерность действий наблюдателя.

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. 

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919. 

4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 

5. Постановление ЦИК России от 03.08.2011 № 23/238-6 «О Рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 11. 

6. Выписка из протокола заседания ЦИК России от 05.05.2011 № 9-1-6 «О Рекомендациях по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 6. 

7. Постановление ЦИК России от 10.08.2011 № 24/249-6 «О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 11. 

8. Постановление ЦИК России от 10.08.2011 № 24/248-6 « О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Вестник ЦИК России. 2011. № 11. 

9. Постановление ЦИК России от 22.10.1997 № 133/969-II «О Методических рекомендациях о порядке организации голосования и подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями в ходе проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» // Правовая система КонсультантПлюс. 

10. Постановление ЦИК России от 28.04.2011 № 8/55-6 «О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 5. 

11. Выписка из протокола заседания ЦИК России от 05.05.2011 № 9-2-6 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации на судах, находящихся в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 6. 

12. Постановление ЦИК России от 17.08.2011 № 26/255-6 (ред. от 16.02.2012) «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК Росси. 2011. № 12. 

13. Постановление ЦИК России от 26.09.2012 № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10.

Материалы юридической практики

1. Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2010 № 45-В10-3. Согласно закону возможность проголосовать вне помещения для голосования предоставлена только тем избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно явиться в помещение для голосования по состоянию здоровья, по причине инвалидности или содержания под стражей. Проведение же выездного голосования по месту работы избирателей на автозаправочных станциях, расположенных на территории участка, является нарушением ст. 66 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Правовая система КонсультантПлюс. 

2. Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2006 № 48-Г06-22. В удовлетворении заявления о защите избирательных прав отказано правомерно, так как оспариваемые решения избирательных комиссий не нарушают прав и законных интересов заявителей, нарушений избирательного законодательства не выявлено, а доводы заявителей о возможном ином результате голосования в случае признания выборов несостоявшимися и проведения в избирательном округе повторных выборов носят предположительный характер и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований // Правовая система КонсультантПлюс. 

Специальная литература

1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарный университет. М.: РГГУ. 2010. 

2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011. 

3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.

Автор практического материала


Геннадий Константинович Накушнов

Председатель Избирательной комиссии Хабаровского края