Тема №8.2.
Взаимодействие участковой избирательной комиссии со средствами массовой информации, кандидатами, присутствующими при голосовании и подсчете голосов избирателей

Скачать тему

Цель: познакомить слушателей с работой по взаимодействию участковой избирательной комиссии с представителями средств массовой информации, кандидатами, присутствующими при голосовании и подсчете голосов избирателей.

План практического занятия


1. Взаимодействие с зарегистрированными кандидатами

2. Взаимодействие с представителями средств массовой информации

Вопросы для самоконтроля

Решение практических задач

Список рекомендуемой литературы 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Вправе ли доверенное лицо кандидата находиться в помещении для голосования в день голосования и при установлении его итогов?

а) вправе;

б) не вправе;

в) вправе, но только в период проведения голосования.

2. Могут ли представители СМИ присутствовать при подсчете голосов избирателей?

а) да, могут;

б) нет, не могут;

в) могут на основании специального разрешения УИК;

г) могут только с разрешения вышестоящей комиссии.

3. Имеет ли право представитель СМИ, присутствующий в помещении для голосования, ознакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений?

а) да, в любой момент;

б) имеет право ознакомиться только со списком избирателей в любой момент времени;

в) нет, не имеет;

г) вправе ознакомиться со списком избирателей, но только после внесения итоговых данных из списка избирателей в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

4. Журналист, прибывший в помещение для голосования, обязан предъявить председателю участковой комиссии:

а) паспорт и редакционное задание;

б) удостоверение журналиста, редакционное задание или направление, выданное главным редактором СМИ, а также документ, удостоверяющий личность;

в) удостоверение журналиста и направление, выданное главным редактором СМИ;

г) удостоверение журналиста либо редакционное задание.

5. Доверенное лицо предъявляет председателю участковой избирательной комиссии:

а) заявление о назначении его доверенным лицом, подписанное кандидатом, и паспорт;

б) удостоверение доверенного лица, выданное кандидатом, и паспорт;

в) удостоверение доверенного лица, выданное вышестоящей избирательной комиссией, и паспорт.

6. Вправе ли кандидат выступать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии?

а) вправе;

б) вправе, только с разрешения председательствующего на заседании;

в) не вправе.

7. Может ли быть кандидат удален из помещения для голосования за допущенные им нарушения законодательства о выборах?

а) нет;

б) да, по мотивированному письменному решению участковой избирательной комиссии;

в) да, представителями органов внутренних дел.

8. Обязана ли участковая комиссия обеспечить возможность присутствия кандидата при голосовании вне помещения для голосования?

а) нет;

б) да;

в) только при наличии соответствующей возможности.

9. Вправе ли кандидат присутствовать в помещении для голосования, в котором уже находится назначенный им наблюдатель?

а) нет;

б) только с разрешения председателя участковой комиссии;

в) да.

10. Представитель СМИ выразил готовность оказать содействие в заполнении избирательного бюллетеня избирателю, не имеющему возможности сделать это самостоятельно. Имеет ли он на это право?

а) да, если сам избиратель предварительно известил об этом участковую избирательную комиссию;

б) нет;

в) да, по решению участковой избирательной комиссии.

11. Сколько доверенных лиц может одновременно находиться в помещении для голосования, в котором уже присутствует кандидат?

а) не более одного;

б) законодательство о выборах это число не устанавливает;

в) ни одно.

12. Кандидат вправе находиться в помещении для голосования в период:

а) с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до составления протокола об итогах голосования;

б) с момента начала голосования и до момента получения сообщения о приеме протокола об итогах голосования вышестоящей избирательной комиссией;

в) с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о приеме протокола об итогах голосования вышестоящей избирательной комиссией.

13. Регистрацию доверенных лиц кандидата осуществляет:

а) участковая избирательная комиссия;

б) избирательная комиссия, принявшая решение о регистрации соответствующего кандидата;

в) территориальная избирательная комиссия.

14. Кандидат вправе поставить свою подпись на:

а) мешках (коробках), в которые упакованы пачки избирательных бюллетеней;

б) мешках (коробках), в которые упакована вся избирательная документация, за исключением избирательных бюллетеней;

в) пачках упакованных избирательных бюллетеней.

15. Вправе ли кандидат присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией повторного подсчета голосов избирателей?

а) да, при условии, что он присутствовал при составлении первичного протокола об итогах голосования;

б) да, в любом случае;

в) да, при условии, что неправильно подсчитаны голоса, отданные избирателями именно за него.

 

Решение практических задач

Задача 1

Председатель УИК не допускает в помещение для голосования избирательного участка журналиста, ссылаясь на отсутствие аккредитации представляемого им СМИ при избирательной комиссии (УИК, ТИК, ИКС РФ). 

Правомерны ли его действия?

Задача 2

Председатель УИК не допускает на избирательный участок представителя СМИ на основании того, что в редакционном задании не указан номер избирательного участка, наименование комиссии. Представитель СМИ обосновывает это тем, что по заданию редакции он будет освещать ход голосования посредством репортажей с нескольких избирательных участков, интервью с руководителями ТИК, ИКС РФ. 

Правомерны ли действия председателя УИК?

Задача 3

Фотокорреспондент направляется к кабине для голосования и начинает фотографировать голосующего в этой кабине. Председатель УИК заявляет о том, что это недопустимо. Вместе с тем сам избиратель говорит о том, что он дал разрешение на эту съемку. 

Какими должны быть действия председателя УИК?

Задача 4

У кандидата, присутствующего при подсчете голосов избирателей, возникли сомнения в правильности подсчета бюллетеней в каждой конкретной пачке. Он требует повторить процедуру подсчета бюллетеней аналогичным способом повторного перекладывания. 

Какими должны быть действия председателя УИК?

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

 
1. Конституция Российской Федерации. 

2. Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. 

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 

5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919. 

6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32. 8 февр. 

7. Постановление ЦИК России от 03.10.2012 № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10. 

Специальная литература

1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. М.: РГГУ. 2010. 

2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011. 

3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.

 

Автор практического материала

Шабаршина Елена Викторовна 

Председатель Избирательной комиссии Республики Коми

 

 

 

Рецензент

Комарова Валентина Викторовна 

доктор юридических наук, профессор, член Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации